Корреспондент «Радио Свобода» в Брюсселе Рикард Юзвяк комментирует споры по белорусскому вопросу, происходящие в структурах Евросоюза.
Рикард Юзвяк дал интервью белорусской службе «Радыё Свабода».
- По моим источникам, в понедельник в конце концов будут одобрены санкции по 20-30 людям, включая начальников минской милиции и других. Но ситуация вокруг включения в список бизнесмена Юрия Чижа остается неопределенной.
Вначале были мнения, что Словения с этим не согласится и может заблокировать такое решение, ведь, скажем так, она имеет деловые интересы в Минске. Но другие страны - Польша, Германия, Швеция, которые занимают очень твердую позицию в отношении Беларуси, действительно хотят добиться, чтобы Словения пересмотрела свою позицию.
Это обсуждалось последние четыре недели, и вдруг вчера Словения выступила с угрозой вето. Я действительно считаю, что новые имена будут добавлены в этот список, но неизвестно, будет ли там фамилия Чижа. Всего это почти двести пятьдесят фамилий. В понедельник утром этот вопрос еще должны обсудить дипломаты, и они дадут рекомендации министрам иностранных дел.
Вторая вещь, которая обсуждали – это новый путь, программа диалога с белорусским обществом. В понедельник утром этот вопрос еще должны обсудить дипломаты, и они дадут рекомендации министрам иностранных дел.
Они пригласят представителей оппозиции, гражданского общества, но также и представителей режима к участию в различных семинарах о том, что Евросоюз может предложить Беларуси, когда та пойдет другим путем, на которых будут обсуждать приватизацию, реформу судебной системы, права человека и так далее. Это должно начаться в Варшаве в середине марта, затем продолжится на другой конференции в Брюсселе в конце марта. То есть будут постоянные семинары, на которых белорусам покажут, как работает Евросоюз.
- То есть с одной стороны, они дадут белорусским властям оплеуху, а с другой вновь протянуть руку для диалога?
- Да, это знаменитые кнут и пряник. Евросоюз называет это двусторонним подходом (double-track approach). Они хотят с одной стороны наказать так сказать «плохих парней», которые ответствены за репрессии против белорусов, но с другой стороны не хотят изолировать Беларусь и обычных граждан. Они хотят показать, что Евросоюз по-прежнему протягивает руку тем, кто готов к сотрудничеству.
- А откуда эта информация о новой программе диалога?
- Из источника в Евросоюзе, который на высоком уровне занимается внешней политикой.
- Ранее говорилось, что список невъездных расширят более чем на 130 фамилий. Вы называете значительно меньшую цифру.
- Если это будет список примут в понедельник, что скорее всего произойдет, то это будет список на 20-30 фамилий. Здесь две причины. Во-первых, иногда одного и того же человека называют несколько раз из-за разницы в написании фамилии в передаче с кириллицы на латиницу. Во-вторых, как я понял, они не хотят в один момент делать такое значительное расширение «большим взрывом», а хотят расширять его постепенно. Ведь белорусский вопрос будет возникать каждый месяц на встрече министров иностранных дел. То есть они постепенно будут употреблять больше пряников и больше кнута. Остается вопросом, сработает ли это.
- Несколько недель назад Ольга Стужинская из «Офиса за демократическую Беларусь» выступила с предложением пересмотреть список невъездных, внести в него изменения. Это предложение вызвало большие споры. Многие демократические активисты в Беларуси критиковали это предложение. Они говорили, что список нельзя сокращать, а можно только расширять.
- Она в чем-то права. Эти списки составляются посольствами стран Евросоюза в Минске. Иногда они не имеют точной информации о том, кто на самом деле эти люди. Был например случай, когда в список попал уже покойный судья. Поэтому имеет смысл пересмотреть то, кто эти люди, что они делают и должны ли они быть в списке. Но с другой стороны белорусские демократические активисты несомненно правы в том, что есть люди, которые не в списке, но должны там быть.