Первый вице-премьер правительства Владимир Семашко публично объявил об окончании финансово-экономического кризиса в Беларуси.
Государству удалось купировать самые острые моменты на потребительском рынке, соглашаются эксперты, но кризис угрожает теперь реальному сектору экономики. Откуда ждать удара белорусам, пишет «Завтра твоей страны».
Говорить о выходе из кризиса преждевременно
Чтобы уверенно заявлять об окончании кризиса, надо оценивать экономические перспективы в ближайшие один-три года, считает аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха. По словам эксперта, очевидно, что нынешняя стабилизация обеспечена за счет ужесточения монетарной политики. Валютные курсы стали более плавными и предсказуемыми. Предприятия и население продают валюты больше, чем покупают, то есть являются чистыми поставщиками валюты. Замедлились инфляционные процессы.
- Кризисные явления могут переместиться из сферы внутреннего потребительского рынка в реальный сектор экономики и вызвать другие серьезные экономические проблемы, которые опасны даже больше, чем негативные тенденции на валютном рынке, - прогнозирует Александр Муха. - В частности, возможно увеличение оттока кадров и ухудшение экономического положения белорусских предприятий.
Эксперт не исключает, что многие низкорентабельные предприятия уже в этом году могут стать убыточными.
По официальной статистике, в 2011-м по сравнению с 2010 годом доля убыточных предприятий увеличилась незначительно, примерно до 6,2% от их общего количества. Однако абсолютная сумма убытков в денежном выражении выросла более чем в 5,2 раза.
На этом фоне вырастет безработица. Хотя она, скорее всего, будет носить скрытый характер - люди просто будут уезжать на работу за границу. Такая тенденция имеет как положительную (рост валютных переводов в страну), так и отрицательную сторону. Отток кадров существенно ограничит экономический потенциал Беларуси.
Нужно учитывать и негативное влияние на белорусскую экономику рекордных объемов совокупного внешнего долга. Сейчас он составляет 33 млрд долларов или около 90% ВВП страны.
- По сути, мы уже уперлись в верхнюю планку внешнего долга. Ведь если в последние пять лет высокие темпы экономического роста обусловлены наращиванием долгов, то сейчас сложилась обратная ситуация, - говорит Александр Муха. - Напряженный график выплат внешнего долга окажет самое негативное влияние на прирост ВВП, уровень промышленного производства, инвестиций, зарплат.
Эксперты подчеркивают: таких масштабных выплат по внешнему долгу в истории Беларуси никогда не было.
- Надо четко понимать, что результаты могут быть самые непредсказуемые, - отмечает Александр Муха.
Все эти обстоятельства позволяют прогнозировать, что национальная экономика в 2012-2013 годах вступает в период стагнации, а экономические и финансовые риски сохраняются.
Власти не имеют плана экономического развития
Директор по исследованиям «Либерального клуба» Евгений Прейгерман считает временными нынешнюю стабилизацию на финансовом рынке и замедление темпов инфляции.
- Вместе с тем, остается главный вопрос, который никто не прояснил, - какая будет в стране макроэкономическая политика в этом году? Пока все ограничивается банальными спорами о том, что важнее - прирост ВВП в 5,5% или борьба с инфляцией. Я так и не понял, к чему мы идем. Да и никто, судя по всему, не понял, -- отмечает эксперт.
Правительство, Нацбанк, представители различных министерств и ведомств постоянно делают очень противоречивые заявления, что свидетельствует об отсутствии четкого и согласованного плана развития экономики.
Уже несколько недель, начиная с Александра Лукашенко, премьера Михаила Мясниковича, главы Нацбанка Надежды Ермаковой и заканчивая чиновниками на местах - все заявляют о том, что надо вернуть докризисный уровень доходов населения. Однако Минэкономики официально заявило, что прирост реальной зарплаты в 2012 году будет очень маленький - всего 4-4,2%, что является отображением реальности.
Еще один пример. Вице-премьер Сергей Румас в минувший понедельник сообщил Александру Лукашенко, что правительство постарается сдержать инфляцию на уровне 19%, а еще лучше - на уровне 15-16%. По словам Евгения Прейгермана, совершенно не понятно, за счет чего планируется добиться таких хороших результатов. Ведь правительство одновременно утверждает очень амбициозные планы по наращиванию количественных показателей.
Оказывается, не всегда стоит полагаться даже на озвученные данные официальной статистики. Например, власти заявили об улучшении динамики сальдо внешнеторгового баланса. Но чуть позже оказалось, что они «забыли» учесть перечисленные в российский бюджет пошлины за экспортированные нефтепродукты. А это - 3,1 млрд долларов.