«Если ЕС хочет помочь Беларуси, он не должен ограничиваться риторикой и символическим эмбарго» - уверен Станислав Шушкевич.
Одним из своих главных достижений Станислав Шушкевич считает вывод из Беларуси ядерного оружия, пишет EUobserver (перевод - charter97.org)
Шушкевич стал руководителем Верховного Совета в 1991 году. Его попытки либерализации советской экономики и проведения демократических реформ встретили сопротивление консервативных аппаратчиков в правительстве.
Соперники называли его идеалистом и отстранили от власти накануне парламентских выборов. Уже новый парламент безуспешно пытался привлечь Лукашенко к ответственности за нарушение Конституции.
«Мы могли предотвратить диктатуру, но Лукашенко поддержали высокопоставленные российские чиновники. Спикеры верхней и нижней палат парламента, а также премьер-министр России обеспечили ему победу. Так Лукашенко стал диктатором», - напоминает Станислав Шушкевич.
В своей небольшой квартире в Минске, где он живет вместе со своей женой, Шушкевич пишет книги и лекции, также он работает с другими оппозиционными структурами.
Бывший глава государства получает жалкую пенсию в 3200 рублей (около 0,4 евро).
Он называет Лукашенко подхалимом, который раньше очень любил угодить начальству.
«Однажды я плохо припарковал машину, Лукашенко подошел ко мне и предложил помочь. Я дал ему ключи. Когда я позже вернулся к машине, то нашел там коробку с огурцами», - рассказал Шушкевич.
Он не понял было ли это шуткой или подарком. Но они были не в сезон, поэтому из вежливости Шушкевич пригласил Лукашенко к себе домой на чай. Лукашенко приехал вместе с Виктором Гончаром - известным политиком и будущим вице-премьером, который потом выступал против диктатора до своего исчезновения при подозрительных обстоятельствах.
«Лукашенко говорил не очень ярко, но огурцы были вкусные», - вспоминает Шушкевич.
За границей Шушкевич читает лекции в известных университетах по всему миру. Но сейчас делать это стало сложнее. Его имя находится в списке КГБ из 148 человек, которым запрещено покидать Беларусь.
Шушкевич может перечислить все винтики - большие и малые - которые поддерживают работу системы Лукашенко.
Помимо олигархов, таких как Владимир Пефтиев и Юрий Чиж, есть другие, более опасные люди, которые защищают диктатора. Одним из них является Виктор Шейман.
«Он отличается от Пефтиева и Чижа, потому что он занимается службой безопасности», - сказал Шушкевич. Шейман ранее занимал второстепенную должность в армии, но его жажда власти привлекли внимание начальства.
Шушкевич говорит, что Шейман использовал убийства и похищения людей в качестве средства для своего продвижения.
В 1994 году он организовал фальшивое покушение на Лукашенко, чтобы обвинить в нем политических противников. Как глава Совета безопасности государства Шейман лично связан с убийством и исчезновением журналистов, бизнесменов и других лиц, которые представляли угрозу для режима - в том числе бывшего друга Лукашенко Виктора Гончара.
Лукашенко наградил Шеймана не менее чем 86 медалями. В настоящее время он является представителем белорусского бизнеса в Латинской Америке и курирует торговлю нефтью и нефтепродуктами с Венесуэлой.
«Экономические санкции могут причинить ему боль»
Для поддержания режима Лукашенко нужны деньги, которые, которые идут на смазку колес режима и деловые связи с ЕС, которые являются жизненно важными для его власти.
«Только экономические санкции повредят Лукашенко. Они могут заставить его освободить политических заключенных», - уверен Шушкевич.
Экс-председатель Верховного Совета Беларуси всегда выступал за жесткие экономические санкции против белорусского режима, несмотря на многочисленные заявления о том, что подобные меры приведут лишь к необоснованным финансовым убыткам со стороны европейских партнеров, потерям со стороны простых белорусов, а также к усилению российского влияния в Беларуси. По мнению Станислава Шушкевича, подобные заявления являются необоснованными.
«Невозможно толкнуть Беларусь еще больше в сферу влияния России», - считает оппозиционный политик. Он обращает внимание на тот факт, что в настоящее время между двумя странами существует открытая 959-километровая граница, их вооруженные силы практически едины, а большинство населения Беларуси разговаривает по-русски. Ключевые посты в государстве также занимают выходцы из России.
Политик обращает внимание на то, что в список компаний, попавших под экономические санкции, не включены три крупных фирмы, с которым ведет активное сотрудничество Латвия и Словения.
«Если вы хотите помочь Беларуси, значит ЕС необходим специальный фонд, который компенсирует европейским фирмам убытки от санкций». В этом случае руководство стран, заинтересованных в ведении бизнеса с Беларусью, не становилось бы заложником данной ситуации.
«Если вы хотите помочь Беларуси, о ЕС не должен ограничиваться риторикой и символическим эмбарго» - уверен Шушкевич.