Министр обороны Юрий Жадобин провел «прямую линию».
Журналисты «Еврорадио» дозвонились на прямую линию и расспросил его о звании офицера запаса Александра Лукашенко.
— Некоторое время назад председатели облисполкомов стали генерал-майорами. А какое звание у офицера запаса Александра Григорьевича Лукашенко?
— Честно говоря, я не в полной мере владею ситуацией — в каком звании находится. Вообще, у него пост главнокомандующего, как и у любого другого президента. А звание у него то, какое было до того, как он стал президентом. Но, честно говоря, я не интересовался, поэтому сказать точно не могу.
— Как вы относитесь к такой ситуации, когда должность министра обороны занимает гражданский человек? А в некоторых случаях, как, например, в Литве, это — женщина?
— В любом государстве, исходя из своих целей, задач, возложенных на Министерство обороны, существуют свои особенности. Когда разделены полномочия военно-политического характера и собственно военного, то, пожалуй, и гражданский человек возглавляет военное ведомство. Но он не решает вопросы стратегии, оперативного искусства, тактики и всех остальных, непосредственно связанных с военной деятельностью. Он занимается военно-политическими вопросами. У нас сегодня такой необходимости нет и поэтому у нас руководитель военного ведомства — профессионал. Так же, как и в других органах государственного управления — будь то министр транспорта или министр промышленности. Не политический деятель, а профессионал в своей области. Именно поэтому у нас пока так. Что-нибудь изменится в подходах к построению органов государственного управления — может, поменяется. А в целом я отношусь к этому положительно.
— А будут ли наши генерал-губернаторы решать какие-либо военно-стратегические вопросы? Или это больше — военно-политическое руководство?
— В соответствии с нашим законодательством, у нас созданы территориальные войска, которые по своей организационно-штатной структуре делятся на зоны территориальной обороны и районы территориальной обороны. Согласно законодательству, губернатор является главой зоны территориальной обороны. А это достаточно ответственная сфера деятельности. У нас более 10 лет существует эта система. И после проведения ряда мероприятий оперативно-боевой подготовки пришли к выводу, что это целесообразно. Исходя из этого, и были присвоены воинские звания.