Артистки из белорусской глубинки могли бы дать фору на «Евровидении» своим ровесницам из Удмуртии.
Прощаясь с корреспондентом «Салiдарнасцi», бабушки спели ядрёную «Уху ели». Это вам не бурановская «Party for everybody»!
Хор из деревни Ананчицы Солигорского района прославился еще тридцать лет назад. Белорусским певуньям рукоплескали Москва и Краков, Вильнюс и Люблин.
А на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» когда-то вышла пластинка с аутентичными песнями в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля деревни Ананчицы.
«Самый полезный совет я получила от доцента консерватории. Она сказала: «Делайте ставку на фольклор и будете всегда востребованы», - вспоминает руководитель коллектива Ольга Страленя.
По вечерам Ольга собирала деревенских женщин, и они записывали песни, которые пели их мамы и бабушки.
— В нашем репертуаре почти триста песен, — с гордостью говорит собеседница. — Родильные, свадебные, лесные, рождественские.... А сколько студентов дипломы защитили на них!
Ольга с азартом взялась за раскрутку хора. Сначала организовывала выступления в соседних деревнях, потом повезла своих певиц в Минск.
В 1981-м коллектив пригласили на фестиваль в Москву. Ананчицкий ансамбль представлял Беларусь.
Ольга со смехом рассказывает, как ее подопечных поселили на седьмом этаже в гостинице «Останкино», и на репетиции она каждую артистку за руку приводила из номера — чтобы не заблудились.
У белорусок мгновенно объявились поклонники из Армении. Проходу не давали нашим женщинам. Не скупились армяне на дары. Приносили лепешки, гранаты.
Правда, певицы их есть боялись, — похохатывает Ольга. — Сказывали, черт его знает, что за они. Может, съедим и потом на стенку полезем - так захочется мужика!
За две недели в столице ананчицкие певуньи успели на радио записаться, выступить в филармонии и консерватории. Но больше всего впечатлились тем, что увидели в мавзолее Ленина.
Самое звездное время коллектива, по мнению Ольги Страленя, с начала 90-х до 2000 года. Приглашения на международные фестивали сыпались как из рога изобилия. Даже в Канаду звали. Вот только у районного отдела культуры денег на поездку не нашлось.
Впрочем, ананчицкие звезды об этом не жалеют.
— Поехала я недавно в больницу, взяли мой паспорт. Поглядывают на меня с удивлением. Говорят, эта баба весь Союз объехала! Там же печати у нас стоят в паспорте. Два раза в Вильнюсе была, еще в Кракове и Ленинграде - можно умирать уже! — смеется Роза Яковлевна.
Продюсеру деревенского хора Ольге Страленя довелось проявлять настоящие чудеса дипломатии. Мужья певиц неохотно отпускали своих жен на репетиции.
— Мужик нашей Митрофановны так мне и говорил: «Ты куда мою жену зовешь? На репетицию? Тогда сама ложись ко мне в постель, а она пусть себе идет петь!», - делится Ольга. - А без Митрофановны нельзя было обойтись! Она так умеет зал держать... бровью поведет или рукой махнет - и все зрители только на нее и смотрят. А после концертов ее щедро одаривали.
Перед гастролями Ольга проводила для своих артисток мастер-классы по правилам поведения в городском обществе. Наказывала чистить ногти, учила пользоваться ножом и вилкой, чтобы не опозориться на приемах.
И надо сказать, что певицы в грязь лицом не ударили. Митрофановна вспоминает, как на приеме в Вильнюсе один дед все подливал ей коньяк.
— Вы, может, это делаете, чтобы я мужика своего забыла? — не выдержала острая на язык бабуля. — «Нет-нет, говорит. Я хочу, чтобы вы согрелись». Видимо, влюбился.
От ансамбля из нескольких десятков человек сегодня остались пятеро артисток. Самой пожилой, Розе Яковлевне, — 82. Самой молодой, бабе Анюте, – 73.
К приезду корреспондента «Салідарнасці» бабушки подготовились. Достали из сундуков вышитые наряды, прихорошились и накрыли стол.
— Сын звонит: «Мама, ты телевизор смотришь? Там бабушек с Удмуртии показывают». - Роза Яковлевна первой увидела бурановских бабушек. - Понравились, ведь они такие, как и мы. Хотя мне кажется, мы мудрее за них выступали. (Смеется).
Про представителя Беларуси на «Евровидении» артистки из Ананчиц слыхом не слыхивали:
— Мое дитя, как будет тебе 78 лет, увидим, поди узнаешь ты кого.
За кого будут болеть на конкурсе, старушки не признаются. После долгих уговоров выдают свой рецепт успеха на сцене:
— Когда были молодые - встанем на сцену да и колотимся, а как постарели - то уже ничего не страшно.
На прощание бабушки затягивают мне ядрёную песню «Уху ели». Это вам не бурановская «Party for everybody»!