У ЕС есть достаточно экономических рычагов воздействия на Лукашенко, и они уже доказали свою эффективность.
Последний диктатор Европы освободил весной нескольких политзаключенных, но эти действия не были искренними. Это решение в отношении Андрея Санникова и Дмитрия Бондаренко было принято после 16 месяцев пыток и давления. Санников — бывший кандидат в президенты Беларуси, и, если ситуация в стране не изменится, то он избавится от своей судимости только через 8 лет, пишут представители Рабочей группы по инвестициям Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси Юрий Джибладзе и Ольга Захарова в брюссельском журнале EUobserver (перевод - charter97.org).
Это маленькая победа. Но обвинения, выдвинутые против Санникова, Бондаренко и других активистов оппозиции, которые были освобождены ранее, не сняты. Бывшие заключенные также лишены некоторых гражданских и политических прав.
14 политических узников по-прежнему остаются за решеткой и подвергаются унижающему достоинство обращению, а ситуация с правами человека в стране ухудшается.
Начиная с декабря, от послов режима, а затем и от самого Александра Лукашенко слышатся постоянные призывы к Западу начать «диалог без условий и без давления».
Лукашенко настолько нуждается в подобных переговорах, что не ограничивается только заявлениями. Давление на западные правительства организовано и с помощью ряда неправительственных организаций, которые помогают диктатору, убеждая ЕС сотрудничать с режимом.
«Диалог» нужен для того, чтобы предотвратить расширение экономических санкций со стороны ЕС, что позволит Беларуси продолжать получать прибыль от торговли с ним без изменения своей репрессивной политики.
Некоторые эксперты говорили о том, что после президентских выборов в России Лукашенко отвернется от Москвы, потому что не захочет выполнять свои обещания о дальнейшей интеграции, данные Владимиру Путину. Подобными обещаниями он обеспечивал себе скидки при покупке русского газа и нефти.
Сегодня Путин не в том настроении, чтобы продолжать спонсировать Лукашенко в обмен на пустые обещания. Он требует от белорусского правителя продажи ключевых активов российским компаниям. Но Лукашенко отлично понимает, что их продажа подорвет его режим.
В этом году он получил от России все, что было необходимо. Прежде всего — дешевую нефть. Теперь его главная задача заключается в том, чтобы как можно дольше продавать на Запад продукты нефтепереработки.
Деньги очень нужны режиму для того, чтобы расплачиваться по многомиллиардным иностранным кредитам, а также для повышения зарплат и пенсий накануне очередных «выборов» в сентябре.
Европа является важнейшим рынком сбыта для продуктов нефтепереработки из Беларуси. Они составляют 60 процентов экспорта в ЕС, который вырос в 2,6 раза по сравнению с прошлым годом.
Санкции ЕС в отношении белорусского экспорта нефти и нефтепродуктов повергнут режим в хаос. Главная задача Лукашенко сегодня — предотвратить их и заработать несколько дополнительных миллиардов долларов на торговле с ЕС.
Парадоксально, но покупка в Европой белорусских нефтепродуктов усиливает ее зависимость от России.
Освободив двух политзаключенных в апреле, Лукашенко удалось выиграть время.
Расширение санкций в отношении Беларуси не обсуждалось на недавнем заседании Совета ЕС. Лукашенко затем сделал еще один шаг - пообещал амнистию 3 июля, которая могла затронуть некоторых политзаключенных. Из-за этого ЕС отказался от принятия новых мер, опасаясь, что они поставят под угрозу возможный выход кого-либо из узников на свободу.
Еще одной головной болью белорусского режима стала июньская сессия Совета ООН по правам человека. На ней будет заслушан доклад Управления Верховного комиссара о ситуации в Беларуси на основании годового мониторинга.
Многие страны и НПО выражали озабоченность нарушениями прав человека в стране и выступают за принятие жесткой резолюции и за назначение спецдокладчика ООН по Беларуси.
Посланники режима упорно работают над тем, чтобы представить освобождение Санникова и Бондаренко в виде «определенного прогресса в области прав человека». Если подобная оценка заменит собой жесткую резолюцию, то для Лукашенко будет открыт путь к новым кредитам и «диалогу» с Западом. Без спецдокладчика ситуация в Беларуси будет ухудшаться с молчаливого согласия международного сообщества.
ЕС не должен поддаваться соблазну быстрой победы, которая может оказаться поражением в случае отсутствия «дорожной карты» перемен. Требования системных изменений на основе четких измеримых критериев должны быть в центре всех дискуссий с белорусскими властями.
У ЕС есть достаточно экономических рычагов воздействия на Лукашенко, и они уже доказали свою эффективность.
Достаточно ли у лидеров ЕС политической воли для того, чтобы вырваться из порочного круга и предотвратить сценарий диктатора по сохранению своей власти?