Вопреки намерениям Лукашенко, его двусторонняя встреча с Януковичем так и не состоялась.
Зато, чуть позже, это удалось сделать российскому президенту в Ялте.
Чего можно ожидать в ближайшее время в отношениях Минска с Киевом и Москвой? На вопросы Euramost отвечает политический обозреватель Роман Яковлевский.
- Белорусский посол в Киеве сделал серию заявлений о подготовке встречи Лукашенко с Януковичем в Киеве, которая должна была состояться по завершению футбольного чемпионата Европы. Однако, как известно, белорусский гость уехал домой, увидев Януковича только на трибуне стадиона. Почему так получилось?
- Можно отметить, что украинская сторона никак не комментировала такие заявления белорусского посла. Впрочем, как и результаты внезапного визита в Киев, накануне появления там Лукашенко, первого заместителя главы белорусского МИД Игоря Петришенко. Очевидно, что в Минске планировали сделать некий прорыв в двусторонних отношениях, которые на высшем уровне оказались в тупиковом состоянии.
- А что, украинскую сторону такое состояние разве устраивает?
- Нет конечно. Но, видимо, приезжавший в Киев первый замминистра иностранных дел так и не смог убедить тех, с кем он встречался, о плодотворности для обеих сторон проведения встречи Лукашенко и Януковича на данном этапе двусторонних отношений, которые все же продолжают развиваться.
- Интересно, выходит они могут развиваться и без них?
- Ну, жизнь ведь продолжается и министры встречаются. К примеру, я бы отметил прошедший весной визит в Минск министра обороны Украины Дмитрия Саламатина. На встрече со своим белорусским коллегой он, в частности, сказал, что уже в этом году обеим сторонам предстоит сделать «важные шаги» в дальнейшем развитии отношений между двумя ведомствами. Напомню, что помимо встреч в министерстве обороны, украинский гость,надо полагать, плодотворно пообщался и в Государственном военно-промышленном комитете Беларуси. А вот в чем эти «важные шаги» будут заключаться, естественно, с учетом специфики сотрудничества данных ведомств двух стран, должно быть, военная, государственная тайна.
- А как могла повлиять на белорусско-украинские отношения недавно прошедшая в Ялте встреча Януковича с Путиным?
- Эта встреча президентов была приметна тем, что после долгих лет, Путин все же посетил Украину. Официально были подписаны, как известно, документы по вопросам использования Керчинского пролива. Но, судя по всему, проблемы куда более важных перспектив двусторонних отношений остались «за кадром» для публики. Путин и в этом случае остался привержен своей конспиративной дипломатии. По некоторым данным, речь шла о втягивании Украины в путинские евразийские проекты — Таможенный союз и Единое экономическое пространство. И в качестве примера, как это делается, Путин упоминал Беларусь. Правда, в Киеве пристально продолжают наблюдать за тем, как «это делается».
- Пристально за происходящим в «славянском треугольнике» наблюдают и в Брюсселе. Насколько и в чем могут на него рассчитывать в Киеве и Минске, ощущающих все больший прессинг, принуждение к интеграции по-путински со стороны Москвы?
– По мнению многих западных экспертов, Минск почти добровольно обрек себя на такие ощущения, затеяв масштабный кризис с Евросоюзом. А в Киеве стараются делать вид, что у него с ЕС ничего страшного не происходит, хотя очевидны нарастающие трудности на пути евроинтеграции. Конечно, они еще не достигли в Киеве той «кризисной стабильности»а, которую переживают отношения Минска с Брюсселем. В преодолении всех этих трудностей евроинтеграции Москва намерена помочь. Но на условиях своего понимания евразийской интеграции, механизмы которой, для остальных ее участников, продолжают храниться в тайне.