Жители Барановичей убеждены, что «депутатов» выберут и без них.
Сегодня своими мыслями с сайтом charter97.org поделился председатель оргкомитета по проведению Народного схода в Барановичах Виктор Мезяк.
- Есть ли в Барановичах претенденты в кандидаты на «выборы» в «палатку»?
- Да, есть. Но не уверен, что они сумели перешагнуть рубеж в 1000 подписей. Люди отказываются подписываться даже за демократических кандидатов, аргументируя это тем, что голосовать не пойдут.
- Какая атмосфера сейчас царит в городе? Знают ли люди, что произойдет 23 сентября?
- Не знают, не обсуждают. Людям эти «выборы» до лампочки. Они говорят, что все равно выберут и без них. Против силы с большими деньгами не попрешь. По моему мнению, чем больше Европа будет покупать бензин, тем больше денег будет у режима, тем меньше надежды у людей. Нам остается только ждать.
- Обычно в малых городах на «выборах» людей запугивают и привлекают к административной ответственности. Наблюдаются ли такие факты в Барановичах?
- Да. Вы, наверное, слышали, что на нашего наблюдателя Сергея Говшу председатель окружной комиссии № 5 Латышева Татьяна подала жалобу в суд за сквернословие и оскорбление членов комиссии.
Сергей предоставил аудиозапись заседания, на которой отчетливо слышно, что никакого сквернословия там не было. Чем закончится рассмотрение дела, можно спрогнозировать. Так что у нас не все так спокойно, как хотелось бы. Репрессивная машина требует новых жертв.
- Вы прошли не одну избирательную кампанию, приходилось ли вам быть свидетелем фальсификаций?
- Естественно. Я родился и прожил в Барановичах более 50 лет, поэтому у меня много знакомых. Люди меня знают и зачастую помогают мне в разных ситуациях. Так было и в тот раз. Не помню точно, в 2004-м или 2008-м году, я был наблюдателем на одном из избирательных участков. Я сидел и терпеливо наблюдал. Наблюдал, как ловко они подготовили все цифры, как быстро и складно у них все сошлось. Но перед этим один человек подсказал мне, где спрятан «компромат». Когда же бюллетени запаковали и поставили на них сургучную печать, я подбежал к тумбе, выхватил из ящика пачку фальшивых бюллетеней и закричал: «Я вижу, у вас все хорошо с арифметикой! А это вы посчитали?» На всех бюллетенях стояли подписи двух членов комиссии и на каждом была птичка за провластного кандидата. В следующее мгновение двое милиционеров повалили меня на пол, заломили руки и отобрали бумаги. Председатель комиссии побледнел и на мгновение растерялся, но быстро пришел в себя. Раскрыл мешок с бюллетенями, вбросил найденную мной стопку, бодро вскочил в «Волгу» и повез «богатство» в райисполком. Я подавал несколько жалоб, но на них мне пришли только отписки.
- Участвуете ли вы в нынешней кампании?
- В участковую комиссию меня не включили. Боятся, что я обнаружу их махинации. Но я пойду наблюдателям. Хочу зафиксировать, как люди бойкотируют эти «выборы».
- Вы верите, что будут бойкотировать?
- В Барановичах жители непредсказуемы. В 2000 году бойкот в нашем городе состоялся. Единственное, что могут массово гнать на «выборы», но против этого хватает вариантов противостояния.
- Например?
- Можно бюллетень забрать себе. А активисты в свою очередь выберут адрес, на который попросят избирателей слать свои бюллетени. Мы соберем их и подсчитаем. Это сразу даст нам возможность предполагать, сколько людей принудительно отправляли на «выборы» и насколько цифры ЦИК не соответствуют реальности.
- Мы знаем, что вы пострадали за политические убеждения, а какая ситуация у вас сейчас?
- После кампании 2006 года меня начали травить. Наложили огромные штрафы. Я был предпринимателем, меня закрыли, и после этого я нигде не могу найти работу. Я полагаю, что, возможно, в райисполкоме есть черные списки людей, которым отказывают в трудоустройстве. И, к сожалению, я там не один. Теперь работаю на сезонных работах, но и туда попасть сложно. Радуюсь любому предложению.