Немедленное снятие оппозиции с лжевыборов может стать последним шансом спасения политзаключенных.
Доигрались. Еще один год тюрьмы для Дмитрия Дашкевича. Несмотря на пугающие новости из Глубокской колонии о давлении, оказываемом на политзаключенного, еще оставалась надежда, что в декабре этого года он выйдет на свободу. Теперь не выйдет. В лучшем случае — только в августе 2013-го. И то, если не будет новых провокаций, новых судов и новых продлений срока заключения. А они будут, потому что власть чувствует вседозволенность.
За эти полтора года в тюрьме Дмирий Дашкевич уже потерял мать, сердце которой не выдержало страданий сына. В тяжелейшем состоянии его отец, больной онкологией. Самого политзаключенного с подачи администрации «травят» в колонии, бросают в ШИЗО, подвергают пыткам, издевательствам и унижениям.
Возможно, для некоторых это просто слова на сайте, который так много пишет о политзаключенных. А для меня это конкретные воспоминания, которые невозможно вытеснить. Страшная своей серостью и сыростью безысходность, полное отсутствие радости и надежд, убогость всего, куда ни бросишь взгляд, горе, которым, кажется, пропитан даже воздух, крики охраны, отчаянный ночной плач сокамерниц, попытка сохранить разум во всем этом аду. И это только СИЗО КГБ, а не «Володарка», Жодино, страшное ШИЗО в Горках, тюрьмы в Витебске и Глубоком, которые прошел Дмитрий Дашкевич. Большую часть своего срока он провел в камере-«одиночке».
Я часто спрашиваю себя: неужели многие из тех, кто сидел тогда в соседних со мной камерах, об этом не помнят? Неужели забыли этот стук дубинок, треск электрошокеров, забыли пытки, которым подвергались, когда их голых держали на холоде, ставили на растяжку, выкручивали наручниками руки? Тогда почему те, кто после президентских выборов 2010 года также прошел через гэбэшные застенки, сегодня так легко и изящно плюют на судьбы тех, кому не посчастливилось оттуда выбраться?
Почему некоторые из них, даже после одной недели в «американке», не поняли, что со всей этой сволочью надо бороться, а не играть в «говори правду» и «выборы», легитимизируя режим, который готов уничтожать любого, кто станет на его пути?
Или поняли? А все эти скоморошьи пикеты с картонными кандидатами и сбором подписей за выдвижение в уже лет 15 как не существующий орган — пыль в вездесущие глаза КГБ, который, как известно, очень сильно настаивал на участии оппозиции в так называемых «парламентских выборах»? Их обмануть хотите? Или себя? Или умирающего отца Дмитрия Дашкевича?
Но обманываете только белорусов, так и не понявших вашей тактики то ли полуучастия, то ли полубойкота, и Запад, который из-за всей этой вашей мышиной возни выносит одно «китайское» предупреждение за другим, так и не решаясь ввести реальные санкции против режима, уже вовсю шагающего по трупам.
И как итог — приглашение ермошиных и шуневичей в европейские столицы, решение Вильнюсского окружного суда, разморозившего часть счетов одного из главных спонсоров белорусской диктатуры, ужасающая правда о тренировках минского ОМОНа в Германии накануне кровавого подавления демонстрации против фальсификации президентских выборов.
Моральная деградация части западных политиков и части так называемой оппозиции сегодня приводит к деморализации целого народа. И еще она убивает политзаключенных в тюрьмах.
Почему власть так боится бойкота? Потому что ключи от легитимизации режима — в руках у оппозиции.
Вспомните 2008 год. Тогда поход тех же персонажей на «выборы» в «палатку» привел к получению диктатурой многомиллиардных кредитов МВФ и ее фактическому спасению.
В марте, после скандала с отъездом из Минска западных послов, я разговаривала со многими дипломатами и спрашивала, зачем они вернулись? Они отвечали: мы уехали, защищая политзаключенных, а в это время часть оппозиции пошла на «выборы», несмотря на прежние уверения, что не сделают этого без освобождения своих товарищей.
Если сегодня после судилища над Дашкевичем оппозиционеры снимутся, не дожидаясь ни 15-го, ни 23-го сентября, у нас появится шанс спасти политзаключенных.
До так называемых «выборов» осталось 26 дней. Если те, кто участвует в этом бессовестном представлении, сможет побороть животный страх и аморальные амбиции и снимется с «выборов», он, возможно, спасет жизни Димы Дашкевича, Николая Статкевича, Алеся Беляцкого, Эдуарда Лобова и других ни в чем не повинных людей.
За неправильный выбор приходится отвечать. Если не перед людьми, то перед Богом.
Наталья Радина, главный редактор сайта charter97.org