Белорусская оппозиция и Запад должны отказаться от старых клише.
Об этом лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко заявил в интервью «Радыё Рацыя».
- Сейчас много говорится о выборах 2015 года. Сразу после «парламентских выборов» появилась информация от телеканала «Аль-Джазира», что Ярослав Романчук хочет быть единым кандидатом. Мы также слышим, что Александр Милинкевич хочет быть единым кандидатом. А возможно ли вообще выдвижение на выборах единого кандидата и не нужно ли думать о том, чтобы разработать общую стратегию и заставить власти провести свободные выборы?
- Считаю, поиски «единого» проявлением старых подходов. Ситуация кардинально изменилась. Также как 13 декабря 1981 года ситуация радикально изменилась в Польше, также и в Беларуси 19 декабря стало переломной датой. И те методы белорусских демократических сил, которые срабатывали до 19 декабря 2010 года, стало невозможно применять после этой даты.
Лукашенко перепугался и начал бороться с оппозицией, как с террористами. Соответственно изменились подходы спецслужб в отношении белорусских демократов, белорусских патриотов. Такого не было нигде в мире, чтобы восемь из десяти кандидатов в президенты вместе со своими штабами оказались после выборов в тюрьме КГБ и подверглись жестоким пыткам. Причем от нас требовали покорности и подписания бумаг о сотрудничестве. Оказание тотального давления на все демократические структуры — это новая, если можно так ее назвать, стратегия властей. Оппозиции этому необходимо противопоставить свою новую стратегию. Но по-прежнему вбрасываются «конфетки» в старой упаковке.
- А понимают ли это политические лидеры, которые вбрасывают такие предложения?
- Часть лидеров понимают это, потому что они вместе со мной стояли без одежды, голыми возле стены, а над головой щелкали электрошокеры и дубинки. Подвергались пыткам, угрозам изнасилования, убийства, ареста родных. И те люди, кто это хорошо помнит, прекрасно понимают, что ситуация изменилась.
Но есть и те, кто только имитирует свободную политическую волю. В частных разговорах они говорят, через что им пришлось пройти, но молчат об этом публично.
Прежде чем разработать новую стратегию, необходимо хорошо проанализировать ситуацию. А сегодня мы наблюдаем только вброс старых клише. Чтобы противостоять тоталитаризму властей, нужна децентрализация, использование методов «партизанского политмаркетинга». Один центр легко контролировать.
- Соратники Андрея Санникова, те люди, которые поддерживали его как кандидата, все время выступали за жесткие санкции в отношении белорусского режима, за экономические санкции. Придерживаетесь ли вы таких же взглядов? Решение ли это проблемы?
- Я считаю, что диктатура - это проблема не только белорусской оппозиции, белорусского народа. «Лукашенизация» сегодня затронула систему политической власти в России, много чего заимствует Янукович. Беларусь, Россия и Украина — это 200 миллионов человек.
Нужно менять подходы не только белорусской оппозиции, но и международному сообществу. Щупальцы белорусской диктатуры протянулись и в Европейский союз. Из Беларуси идет контрабанда нефтепродуктов. Кто-то же покупает эти «растворители» и «разбавители». Как это соотносится с законами демократических стран-членов Европейского союза?
И когда говорят: белорусской оппозиции необходимо сесть так и так, идти влево-вправо... От этого что-то изменится? Не изменится. Потому что это не является главным фактором в ситуации, когда объем торговли лукашенковского режима с Евросоюзом только за последние 2 года вырос в 2 раза. То есть Лукашенко попросту подарили 10 миллиардов долларов. И об этом очень не любят говорить европейские чиновники.
Вопрос не в санкциях. Визовые санкции — символический шаг поддержки белорусских политзаключенных. Нужно серьезно подходить к проблеме белорусской диктатуры и возрождению Российской империи в его агрессивной форме. Необходим новый подход ведущих международных игроков.
- Почему так тяжело принимаются решения по Беларуси в Европе и кто, по вашему мнению, лоббирует интересы Лукашенко на Западе?
- Я координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь». При всех недостатках Европейского союза, я выступаю за то, чтобы моя страна в будущем стала членом ЕС, так как это самый успешный проект, возможно даже, в истории человечества. Людям нравится ездить без границ, достойно жить, пользоваться такими правами и возможностями, о которых большинство людей в мире и мечтать не могут.
Да, сегодня при принятии решений ЕС руководствуется принципом «либерум вето», что позволяет стране с населением в 900 тысяч человек, имеющей свои бизнес-гешефты с диктатурой, заблокировать решение всего Союза.
Однако мы должны делать свое дело. Сегодня Беларусь в мировой повестке дня, о нас постоянно говорят мировые медиа, и это огромный плюс. Лидеры белорусской оппозиции встречаются с лидерами ведущих мировых держав. Мы должны добиться эффективного решения белорусского вопроса не в далеком будущем, а в ближайшее время.