Международная правозащитная организация Amnesty International признала самым абсурдным и несправедливым арестом 2012 года арест белорусского журналиста Антона Суряпина, первым выложившего в интернет фотографии плюшевых медведей, сброшенных 4 июля шведами над белорусскими городами. В связи с этим корреспонденты БДГ решили составить свою курьезную пятерку событий ушедшего года в Беларуси.
Не мытьем, так катаньем
14 февраля представительницей Беларуси на песенном конкурсе "Евровидение" была выбрана 27-летняя уроженка Могилева Алена Ланская. Но зрители, которые, как оказалось, за нее совсем даже и не голосовали, сильно возмутились этому факту, причем так, что власти во главе с президентом страны впервые за 18 лет пошли на пересчет голосов. И неожиданно для многих в результате пересчета голосов победу у Ланской (в ее покровители записывали одного из крупнейших белорусских олигархов Александра Шакутина) забрали и отдали ее мальчишеской группе Litesound, которая по старинной белорусской традиции провалилась на "Евровидении". Казалось бы, на карьере 27-летней Алены можно ставить крест. Но только не в Беларуси. Ланская вновь решает участвовать в отборе на "Евровидение" и, что бы вы думали, побеждает. По байнету опять пронеслась волна негодования и возмущения, но, как говорится, пронесло… P.S. Судя по песне и исполнению, в очередной раз пронесет Беларусь и на "Евровидении" в Швеции.
А ишчо он па-беларуски гаварыт
Кстати о Швеции. В августе этого года в разгар разбора полетов над Беларусью плюшевых шведских мишек Минск не продляет аккредитацию послу Швеции Стефану Эрикссону. Официальная причина – засиделся. О неофициальных же причинах высылки шведского дипломата сообщил рупор государственной пропаганды "Советская Белоруссия": "Весьма необычна фигура шведского посла господина Эрикссона, владеющего белорусским языком и активно его использующего. Уже одно это является ярким свидетельством повышенного интереса Швеции к Беларуси". Действительно, как это иностранец может говорить на белорусском языке, на котором с большим трудом даже письменно изъясняются белорусские чиновники. Так что это вжж неспроста: уж точно Эрикссон готовил коварный план по изъятию Беларуси из дружеских объятий российского двухголового медведя. Так что, господа послы, если хотите работать в Беларуси, будьте добры изъясняться на "понятном" языке.
Христиане-матерщинники
Видимо, незнанием представителями власти белорусского языка объясняются и регулярные административные суды над активистами оппозиционного "Молодого фронта", который позиционирует себя как организация, основанная на христианских принципах. Некоторые из ее наиболее активных членов по обвинению в нецензурной брани провели за решеткой в этом году не один месяц. Так, Роман Васильев по статье 17.1 Кодекса об административных правонарушениях провел в камере 69 суток, его коллега Влад Яроменок – 54 и так далее. При этом они порой даже не успевали освободиться, как тут же вновь оказывались в спецприемнике на Окрестина. Примечательно, что свидетелями на судах выступали в основном милиционеры. Так что, или у МФ проблема с христианскими ценностями, или милиционеров надо научить, что кроме русского языка в мире существуют и другие. При этом один из них к тому же является государственным в Беларуси.
Запретить то, чего нет
Еще одним нецензурным словом для белорусских властей в этом году стал "бойкот" парламентских выборов 23 сентября. Все выступления по телевидению, заявки на уличные акции, содержащие данное ужасное слово, были просто запрещены, а оппозиционные активисты, наиболее рьяно за него выступавшие, даже поплатились сутками или штрафами. И это при том, что бойкотистов власти называли неудачниками, а по официальным данным в выборах участвовали элегантные 74,2% (сторонники бойкота говорят, что выборы, по крайней мере, в крупных городах не состоялись – но кто ж им поверит, если Лидия Ермошина говорит 74,2%?). Между тем, несмотря на официальный провал идеи бойкота, ЦИК Беларуси предлагает исключить из Избирательного кодекса положение о бойкоте выборов. Спрашивается, зачем запрещать то, чего нет? А ведь в том, что бойкот запретят, думаю, никто не сомневается.
Одумайся, Минск!
Но не все так плохо было у белорусских властей с языками и словами в уходящем году. Так, находящаяся в Великобритании компания Instid по их заказу даже придумала англоязычный слоган Минска - "Think Minsk" (Думай Минск). Кроме того, компания придумала и графический символ белорусской столицы - бело-голубой паттерн, напоминающий системную плату. По замыслу авторов, он призван подчеркивать стремление города к инновациям. Но любознательные белорусские интернет-пользователи выяснили, что у самой Instid есть явные проблемы с инновациями: лозунг одновременно напоминает слоганы Лондона (Think London) и компании Apple (Think Different), а паттерн – кроме системной платы еще и флаг ВМФ Люксембурга. Так и хочется сказать "Think again, Minsk!" (Одумайся, Минск!).