Западные пиар-агентства бесполезны для стран, чья репутация на международной арене оставляет желать лучшего.
По мнению старшего эксперта Института государственных идеологий Натальи Лещенко, Беларусь в этом уже убедилась и не будет продлевать контракт с Bell Pottinger.
Напомним, что Тимоти Белл впервые объявился в Беларуси 13 марта 2008 года. Во время встречи с Александром Лукашенко британский лорд пообещал разработать план мероприятий по улучшению имиджа нашей страны на международной арене.
В августе 2008-го белорусское правительство и Bell Pottinger подписли контракт. Ни сроки его действия, ни сумма не разглашались. Однако лорд заявлял, что намерен в ближайшие годы заработать в Беларуси миллионы.
Вскоре после этого началось потепление между официальным Минском и Западом. Порой улучшение отношений приписывалось стараниям Тимоти Белла. Однако никаких реальных доказательств тому, что смягчение Европы по отношению к Беларуси является заслугой лорда, не приводилось. Зато агентство Bell Pottinger «отличилось» подтасовкой фактов в пресс-релизе для иностранных журналистов.
В последнее время об успехах британского пиарщика в деле улучшения имиджа Беларуси и вовсе ничего не было слышно. Старший эксперт находящегося в Лондоне Института государственных идеологий Наталья Лещенко в своей статье для «Независимой газеты» объясняет, почему контракт с лордом был для нашей страны пустой тратой денег.
«Попытка белорусского правительства улучшить имидж страны в Европе через найм британского агентства Bell Pottinger свелась к подготовке элементарного инвестиционного гида, а белорусская оппозиция, действуя своими силами, легко обошла правительство по количеству публикаций в западной прессе, соответственно негативного характера», — пишет Лещенко. И добавляет: «По сведениям, Беларусь продлевать контракт с Bell Pottinger не будет».
Резюме статьи, поводом для которой стало намерение Абхазии и Южной Осетии ради улучшения своего имиджа на Западе прибегнуть к услугам американской компании, таково: «Хотя многие пиар-агентства с удовольствием подписывают государственные контракты, результат их работы оказывается минимален… Бессилие даже крупнейших пиар-агентств на ниве государственного пиара проистекает не из-за качества их работы – они вполне стараются на совесть, а из-за того, что сама модель их работы не соответствует потребностям государств.
Пиар-агентства предназначены продавать продукт, выбирая одну его важную характеристику и направляя его на определенный сегмент аудитории, которую можно склонить к покупке. Максимум, что они могут сделать в отношении страны, – прорекламировать один какой-то ее аспект: например, природу или инвестиционный климат, для туристов или инвесторов.
Государствам же требуется многостороннее освещение среди широких общественных масс – а пиар-агенты, будучи иностранцами и в большинстве своем маркетологами, не обладают достаточной экспертизой для понимания сути вопроса в каждой отдельной стране. Они работают по стандартным (обычно американским) коммерческим схемам. В итоге действия пиар-агентств оказываются отделены от реальных событий в правительстве и стране со всеми их особенностями и отличительными чертами: пиар отдельно, правительство отдельно. Оставить работу с западными аудиториями на пиар-агентства – все равно, что доверить запуск космического корабля автомеханику».
«Полагаться на западные пиар-агентства в деле коммуникации «правды» о стране – значит готовить себя к разочарованию, — заключает Лещенко. — Донести свою правду каждый может только сам». Это в полной мере касается и Беларуси.