«Ежедневник» пообщался с писателем, главным редактором альманаха «pARTisan» Артуром Клиновым о туристическом потенциале белорусской столицы и факторах, которые не дают ему реализоваться.
Артур Клинов стал известен широкой общественности как автор концепции по продвижению Минска. В своей книге «Путеводитель по Городу Солнца», которая на данный момент переведена уже на шесть европейских языков (белорусский, русский, польский, венгерский, немецкий и шведский), он заявил, что обширная послевоенная застройка центра Минска являет собой уникальный своей цельностью единый архитектурный ансамбль. Артур Клинов уверен, что без больших финансовых вливаний Минску по силам соперничать в числе туристов с такими популярными городами как Берлин, Париж или Лондон.
К годовщине Октябрьской революции «Ежедневник» подготовил фото-проект «Имперский Минск», который послужит иллюстрированным дополнением к данному интервью.
– Как долго вы занимаетесь продвижением концепции Города Солнца? Каких достижений удалось добиться за это время?
– В 2001 году мне захотелось сделать альбом о Городе Солнца. Тогда же я начал документировать этот уникальный объект. Несколько лет я собирал материалы, параллельно работая над текстом. В 2005 году вышел фотоальбом «Горад СОНца» с небольшим моим эссэ на белорусском и английском языках. А вскоре мне пришло предложение от немецкого издательства «Suhrkamp» написать уже полноценную книгу. Так 2007 году появился «Путеводитель по Городу Солнца», в котором излагалась развернутая концепция этого архитектурного ансамбля. В течении нескольких лет книга была переиздана на белорусском, польском, шведском, венгерском языках, а в этом году в московском издательстве Ad-Marginem появилась и русская версия. Кроме того презентация Города Солнца сопровождалась десятками выставок в Европе. В скором времени я планирую также театральную постановку и создание документального фильма.
– Заметили ли вы интерес к нашему Городу Солнца среди иностранцев?
– Безусловно. Подтверждением этому может быть количество переводов «Путеводителя по Городу Солнца» на языки европейских народов. В Германии книга уже несколько раз переиздавалась. Многие немцы, отправляясь в Беларусь, начинают знакомство с нашей страной именно с моей книги. Более того, я точно знаю, что многие люди прочитавшие «Путеводитель» хотели бы в наш город приехать. Понимая, что Город Солнца имеет громадный туристический потенциал, в 2009 году я написал концепцию «Город Солнца-2». Суть ее сводится к идее превращения Минска в крупнейший европейский туристический бренд. Но, для того, чтобы это стало возможно, необходима очень внятная стратегия со стороны государства.
– Были ли предприняты вами некие шаги по доведению концепции до белорусских властей?
– Выход в свет фотоальбома и книги сопровождался масштабной поддержкой СМИ. Интерес был должный. Специально в госструктуры я не отсылал тезисное описание концепции, но не обратить внимание на идею там не могли.
– Никакой ответной реакции не последовало?
– К сожалению, сегодня городские власти не имеют никакой внятной стратегии развития Минска. Мы видим хаотичное освоение городских территорий. Порой под сиюминутную копеечную выгоду приносится в жертву цельность и уникальность всего ансамбля городского центра. Никогда список архитектурных катастроф не был настолько впечатляющим, как в последние годы. Сегодня Минск стоит перед глобальным выбором. Он либо потеряет свою уникальность и навсегда останется эклектичным, провинциальным и соответственно никому в мире не интересным. Либо этот архитектурный беспредел удастся остановить и сохранить город.
– Руководство страны уже подавало заявку на включение части проспекта Независимости в список ЮНЕСКО. Не означает ли это, что оно также видит туристические перспективы у этой части города?
– Проект внесения части Города Солнца в список ЮНЕСКО был отклонен самой организацией. Они объяснили свое решение тем, что даже на тот момент уже существовал ряд серьезных отступлений от аутентичного проекта. Сегодня, такие новостройки, как отель «Кемпински» еще больше отдалили вероятность включения этой части города в список всемирного наследия.
– При соблюдении каких условий нам можно ожидать внесения Города Солнца в список ЮНЕСКО?
– Мы обладаем уникальным архитектурным комплексом, аналогов которому не существует в Европе. Поэтому он имеет все шансы и на включение в список ЮНЕСКО, и на туристическую известность. Первым делом надо сохранить то, что еще возможно. Признать Город Солнца историко-архитектурным заповедником и безотлагательно принять положение об охранных зонах. При этом мы не должны ограничиваться лишь главным проспектом. Территория Города Солнца значительно больше и имеет свои вполне конкретные границы. Поэтому мы и называем его городом. К тому же за пределами данного архитектурного комплекса встречается соответствующая точечная застройка.
На втором этапе надо постараться вернуть аутентичность утраченным фрагментам ансамбля.
– Означает ли это, что стоит запретить любое строительство в центральной части Минска? На такой радикальный шаг не идут ни в одном крупном городе мира.
– Пример Дворца республики, как бы мы к нему не относились, показывает, что современные постройки могут не портить общую эстетику, а даже ее дополнить. Он вполне удачно вписался в структуру Города Солнца. Гостиничный комплекс «Кемпински» показывает какие здания нельзя строить в этой части города категорически. Тем не менее, этот проект находится на завершающей стадии реализации, что я не могу воспринять без сожаления.
На территории желаемого архитектурного заповедника могут строиться новые здания, но они должны быть подчинены законам и эстетике всего ансамбля.
– Какие локальные шаги по популяризации проекта и привлечению на его основе зарубежных туристов можно сделать без привлечения госресурса?
– По существу, Минск уже сегодня может принимать миллионы туристов. В денежном исчислении – это миллиарды долларов в год, которые будут вливаться в белорусскую экономику. Выгода для всех от такого проекта очевидна. По сути речь идет о создании целой новой отрасли – реального, а не декларативного, въездного туризма.
Частная инициатива может быть направлена на развитие туристической инфраструктуры, разработку тематических экскурсий, создание соответствующей туристической литературы: путеводителей и фотоальбомов.
Важно было б дополнить архитектурный объект рядом соответствующих музеев. Таких как, музей Коммунизма, музей соцреализма, и т.д. Но и конечно же, инфраструктурой учреждений культуры – новых выставочных центров, клубов и галерей.
Естественно, полномасштабно реализовать такой проект не возможно без поддержки со стороны государства. К примеру, Рижское бюро по развитию туризма уже несколько лет пропагандирует концепцию «Рига – столица югенд-стиля». Был создан соответствующий музей, напечатана туристическая продукция, проведена масштабная рекламная кампания. И теперь Рига серьезный европейский туристический бренд.