Экс-заместитель министра обороны Беларуси, которого ищет Генпрокуратура Литвы, ответил на вопросы журналистов.
Генерал-лейтенант в отставке Владимир Усхопчик, командир вильнюсского гарнизона советской армии в 1991 году и бывший заместитель министра обороны Республики Беларусь в начале 2000-х годов, сейчас работает в компании «Белвнешпромсервис».
Владимир Усхопчик сказал, что ни от кого не прячется и готов ответить на вопросы.
Журналисты «Радыё Свабода» напомнили бывшему заместителю министра о разговоре, который велся относительно него в Вильнюсе во время визита Александра Лукашенко. «Если есть претензии к тем, кто живет у нас, тогда есть международные правила, в соответствии с которыми вы можете выставить претензии», — ответил Александр Лукашенко литовским журналистам, которые поинтересовались, почему Минск не выдает Литве Владимира Усхопчика. — «Пожалуйста, привезите материалы, и мы будем принимать соответствующие решения», — заявил он.
Владимира Усхопчика спросили, не боится ли он, что теперь его выдадут в Литву, где его подозревают в участии в «попытке переворота» в январе 1991 года? На это Владимир Усхопчик ответил:
«То, что обо мне говорят, будто я принимал решения, после чего погибли люди, это полностью неправда. Как могли погибнуть люди, если я даже не давал команды, чтобы личный состав получал боеприпасы? И второе, это больше политические события. Виновников надо искать не в Минске, а в другом месте».
Владимир Усхопчик до сих пор не исключает, что события января 1991 года, когда во время захвата военнослужащими телецентра погибли мирные жители, могли быть «провокацией», а «трупы к телебашне свозились со всей Литвы». При этом генерал не говорит всего, что знает об участии военнослужащих в том конфликте:
«Дело не в том, кто там был. Я много знаю, кто там был и откуда. Этот вопрос надо адресовать к Москве, к тому руководству. А за своих я отвечаю, что ни один патрон для этих целей не попал к солдату или офицеру гарнизона».
Почему при этом Владимир Усхопчик уклоняется от разговора с литовскими следователями, которые расследуют это дело и подозревают его в «участии в попытке переворота»?
«Я почему уехал? Меня перевели по службе. А в Вильнюс я приехал из Афганистана, Вильнюс — красивый город, красивая страна. Я вообще собирался там остаться. А тут какой-то переворот делать мне, командиру дивизии? Смешно», - говорит генерал.
На вопрос, «а если бы вас сейчас вызвали в литовскую прокуратуру, вы бы явились?», Усхопчик ответил:
«В литовскую прокуратуру? А у меня есть своя прокуратура, нашей республики».
По словам экс-заместителя министра обороны господина Усхопчика, к нему белорусская прокуратура никогда не обращалась, как и литовская. Владимир Усхопчик сказал, что еще 18 лет назад он давал объяснения по этому делу следователям Советского Союза, но «той страны уже нет».
В Генеральной прокуратуре Литвы сообщили, что оттуда с 1993 года неоднократно присылались запросы в Генеральную прокуратуру Беларуси относительно Владимира Усхопчика в связи с событиями 1991 года. Главный прокурор отдела международных связей и правовой помощи Роландас Тилиндис сказал, что Владимир Усхопчик вместе с некоторыми другими людьми остается подозреваемым в деле, которое до сих пор не закрыто:
«Танки, которые были в дивизии под руководством Усхопчика, не могли оказаться около телебашни без его ведома. Поэтому мы полагаем, что имеем основания задать вопросы относительно наших подозрений».
Роландас Тилиндис полагает, что в связи с заявлениями Александра Лукашенко относительно Владимира Усхопчика «появился новый импульс в расследовании этого дела».
Многотысячный митинг возле стен парламента после захвата советскими войсками Виленского телецентра 14 января 1991 года. Во время операции в ночь с 13 на 14 января 1991 года погибли тринадцать мирных жителей.