Визит президента Беларуси на СЗАО «Белджи» открыл перед заводом новые перспективы. Протестировав все три модели Geely – SC7, EX7 и LC-Cross, Лукашенко отметил, что это «хорошие» автомобили, продажи которых нужно «подтолкнуть».
«Мы подумаем в правительстве, как поддержать белоруса, который покупает здесь автомобиль, - озвучил планы на ближайшее будущее президент. – Пока – белоруса. Подумаем и о других, потому что какая разница, кто будет покупать автомобили».
Инициатива привлекает: финансовых инструментов (лизинг, автокредитование и пр.), облегчающих покупку автомобиля, в стране не так много. Рассказать о них «Ежедневник» попросил директора импортера VW «Атлант-М Фарцойгхандель», председателя правления автомобильной ассоциации БАА Сергея Михневича (на фото). А заодно поговорить о преимуществах, которые благодаря белорусскому правительству может получить Geely.
- Насколько важны финансовые инструменты при продаже автомобилей?
- Крайне важны! Во всех странах мира автомобили продаются с условием финансирования – лизинг, кредитование, отсрочка и пр. Возможности белорусских покупателей ограничены их собственными средствами, это тормозит продажи. Отсутствие финансовых инструментов – одна из серьезнейших проблем в автомобильном секторе Беларуси.
- Какие из финансовых инструментов используются сегодня в Беларуси при продаже новых машин?
- На свой страх и риск автодилеры используют отсрочку платежа, у юрлиц есть возможность кредитоваться в валюте по более разумным процентам. С 1 сентября вступит в силу указ президента о разрешении продаж автомобилей в лизинг для физлиц. Но процентные ставки для тех, кто воспользуется новой услугой, по-прежнему не ясны: стоимость белорусских рублей на рынке высока. Размер выплат сложится из ставки рефинансирования в 22,5%, рисков, дохода компании – и процентная ставка сопоставима с той, что требуют банки за автокредитование – 40-45%. Не удивительно, что последняя услуга не работает: шутка ли – за два-три года выплатить двойную стоимость машины!
- Но потребители наверняка ждут появления услуги в виде лизинга для физлиц и тут же отреагируют на нее покупками в автосалонах?
- Мы предполагаем, что в случае доступных процентов (менее 20% годовых) за лизинг или кредит продажи могут вырасти в 2-3 раза. Скажем, с 30 тысяч новых машин, проданных в 2013 году, они могут подняться, как минимум, до 60 тысяч.
- Инструменты эффективны при продаже только новых или еще и подержанных автомобилей?
- Цель лизинга и автокредитования – операции с новыми машинами, однако за ростом продаж в шоу-румах начнет увеличиваться и количество сделок с бэушкой. Это взаимосвязанные понятия: чем больше автомобилей покупают у автосалонов, тем выше необходимость избавляться от старых машин.
- Посещение президентом Беларуси завода Белджи в Борисове, в ходе которого прозвучало желание «стимулировать» продажи Geely, дало понять: глава государства готов пойти на исключения ради отечественного производителя. Пытались ли дилеры обращаться к Александру Лукашенко напрямую, надеясь на такой вот индивидуальный подход?
- Нет - запросы должны быть реальными. Невозможно просить дешевых ресурсов в сфере автобизнеса, когда их не хватает для реального сектора экономики.
- Что ж, забота об отечественном производителе понятна…
- Мне – нет: раздельное отношение к субъектам хозяйствования – это несправедливость!
- Как можно говорить о несправедливости, когда речь идет о белорусском предприятии, из налогов которого будут платить пенсии – в том числе и вам?
- Мы работаем на одном рынке, а значит, и экономические условия хозяйствования должны быть одинаковыми. И потом, как быть с МАЗом и Юнисоном? Не лучше ли делать преференции для всего белорусского автопрома, а не конкретного предприятия? Президент подписал директиву N4, исходя из которой, условия хозяйствования государственных и негосударственных предприятий должны быть равными. И это справедливо: налоги автодилеров гораздо выше тех, что заплатило за 2013 год Белджи – по моим подсчетам, налог на прибыль составил порядка 54 тысяч долларов. Это смешно!
- Но у завода Белджи есть потенциал – начав производить SC7 в марте 2013 года, к декабрю производитель уже отправлял автовозы с готовыми Geely в Россию и Казахстан…
- Несколько тысяч машин – еще не успех, вернемся к разговору через несколько лет, когда машины начнут ржаветь. Испытывая эйфорию от первых продаж, мы не можем оценить качество автомобилей Geely.
- Какие инструменты продаж Geely, на ваш взгляд, может предложить правительство?
- Думаю, мы пойдем по пути, предложенному некогда Россией, - льготное автокредитование, успешно работавшее и в кризисные годы в Европе. Жаль, что эта услуга будет доступна покупателям только одного бренда - Geely: Единый экономический союз, куда идет наша страна, не одобряет создания преференций одному производителю в ущерб другим. Куда понятней было бы объединение усилий трех стран-союзниц в целях стимулирования производства у каждой.
- Логика властей ясна: стимулирование продаж продукции белорусско-китайского предприятия укрепит предприятие, налоги, вносимые им в казну, вырастут…
- Налог приносит любой автомобиль, независимо от бренда и страны производства, проданный на территории нашей страны, и размер этого налога впечатляет: треть от стоимости машины. Для сравнения, напомню: если транспортное средство ввозит в Беларусь физлицо, все, что получает от него государство, это утилизационный сбор размером в 60 долларов.
- Станет ли Geely в случае помощи белорусского правительства серьезным конкурентом таких бюджетников, как Renault, Лада, VW?
- Китайский автомобиль легче продавать, когда он дешевле своего европейского аналога. Если цена сравнима – выбирают европейца. Среди перечисленных вами брендов пострадать может разве что Лада, которая сравнима по цене, но ниже качеством.