Сегодня, 12 июня, Конституционный суд принял решение об утрате силы некоторых положений Уголовно-процессуального кодекса.
Например, положения п. 7 ч.1 ст. 29, ч.1 ст. 250, ч.1 ст. 279 и п.1 ч.1 ст. 303 УПК РБ (определяющие, что уголовное дело в отношении умершего не может быть возбуждено, а по возбужденному делу подлежит прекращению предварительное расследование и производство по уголовному делу при назначении судьей судебного заседания, а также в судебном заседании, кроме случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего) противоречат ч. 1 ст 25, а также ст. 26, 28 и 60 Конституции Республики Беларусь, в той мере, в какой эти положения в системе действующего законодательства позволяют органам, ведущим уголовный процесс, в случае смерти подозреваемого или обвиняемого, отказать в возбуждении уголовного дела, а по возбужденному делу прекратить производство без согласия его близких родственников.
Сегодня вышеописанные положения УПК признали недействительными.
Вопрос о пересмотре некоторых норм УПК подняли после обращения гражданки Беларуси. Ее сын подвозил другого человека на мотоцикле, произошло столкновение с транспортным средством, и оба погибли. «Женщина больше 5 лет вела переписку с различными правоохранительными органами по этому вопросу», – поясни в Конституционном суде. Проблема была в том, что в постановлении о прекращении уголовного дела говорилось, что виноват сын гражданки. А это влечет за собой определенные последствия.
Родственники потерпевшей стороны в этом случае могут обращаться с претензиями к родственникам водителя. «Суть обращения гражданки в том, что, может быть, ее сын и виновен, но она хочет, чтобы об этом сказал суд, чтобы был проведен процесс», - цитирует БелТа судью Воронович. По данным Следственного комитета, по стране по причине смерти прекращаются более 700 дел в год.
По информации белорусских адвокатов, они систематически сталкиваются с трудностями ввиду несоответствия УПК Конституции Республики Беларусь.