Оффшорные фонды владеют загадочной резиденцией на берегу Заславского водохранилища.
Белорусские высокие чиновники не хотят жить рядом с простыми гражданами. Они с удовольствием строят дома в выделенных им кварталах в Дроздах и Веснинке. Однако каждый желающий может посмотреть на дома, например, премьер-министра Михаила Мясниковича или министра иностранных дел Владимира Макея. Никакой тайны нет — ни высоченных заборов, ни охраны, пишет «Наша Нiва».
От случайных прохожих спецслужбы скрывают только официальные резиденции Александра Лукашенко.
Их статус предполагает закрытость от чужих глаз — контрольно-пропускные пункты, колючая проволока, видеонаблюдение… Закрытыми от общественности остаются также сведения о том, где и как живут сыновья диктатора.
Накануне очередных президентских выборов Александр Лукашенко должен передавать в Центризбирком декларацию о своих доходах, а также о доходах тех, кто с ним проживает. В 2006-м в документ были вписаны сыновья Виктор и Дмитрий. Согласно декларации, никакой недвижимости у них не было.
В аналогичном документе за 2010 год был упомянут младший сын Николай (кстати, он родился в 2004 г.), но исчезли Виктор и Дмитрий. Значит, старший и средний сыновья стали жить отдельно. Где? Неизвестно.
Оба они многодетные родители, поэтому могли бы претендовать как минимум на льготные квартиры в спальных районах Минска. Однако в Каменной Горке, где теперь чаще всего выделяют такое жилье, их никто не видел.
Среди влиятельных представителей власти и других персон, приближенных к Александру Лукашенко, возможность построить жилье в Дроздах и Веснинке получили почти все. Но и там фамилии «Лукашенко» среди обладателей земельных участков тоже нет.
В действительно правовом государстве исключений не должно быть ни для кого, даже для правителя и его семьи.
Конечно, меры безопасности предполагают закрытость подробной информации о некоторых персонах и некоторых объектах собственности. Но без перебора.
Между тем в Беларуси есть зоны исключения, зоны секретности, покрытые тайной. Одна из таких — жилой комплекс «Восток», расположенный на берегу Заславского водохранилища, впритык к госрезиденции «Заславль-1».
Кто строил?
«Восток» раскинулся на более чем 17 гектарах земли. В советское время здесь находился пионерский лагерь, который со временем пришел в упадок.
Как же эта земля досталась нынешним владельцам?
15 февраля 2008 года был заключен договор купли-продажи семи гектаров земли между РУП «Белспецконтракт» и СООО «ВостокСтрой».
Что такое «Белспецконтракт»?
Это организация, которая распродает ставшие ненужными материальные ресурсы Вооруженных сил. Например, на сайте организации опубликованы «предложения дня»: солдатская плащ-палатка 1980 года или нательные солдатские кальсоны 1984 года выпуска.
Покупатель, компания «ВостокСтрой», была создана всего за два месяца до совершения сделки.
Помимо жилого комплекса «Восток», она не реализовывала больше ни одного проекта. Насчет ее учредителей ничего не сообщалось, но компания была зарегистрирована по тому же юридическому адресу, что и «ИтераБелСтрой».
А это дочерняя компания российской газовой империи «Итера».
Ее основатель, миллиардер Игорь Макаров, с начала 1990-х занимался продажей газа, а впоследствии и его добычей. «Итера» плотно сотрудничала с Беларусью, даже построила в Могилеве завод по выпуску пластиковой посуды. А самого Макарова, который называет Беларусь второй родиной, Лукашенко наградил медалью Франциска Скорины.
Газ приносил миллиардеру огромные доходы, и эти деньги он вкладывал в строительство. Самым амбициозным проектом «Итеры» в Беларуси должен был стать «Минск-Сити». Россияне обещали вложить в строительство делового центра до $30 миллиардов! Проект был одобрен Лукашенко в середине 2007 года. Правда, через несколько лет проект был «завален», и с инвестором попрощались. Примерно в тот же период времени в России «Итере» обрезали доступ к газу.
Еще 10 гектаров земли для строительства жилищного комплекса «ВостокСтрой» получил решением Миноблисполкома №559 от 10 июня 2009 года.
«ВостокСтрой» был совместным обществом с ограниченной ответственностью — значит, среди его собственников были и белорусские, и иностранные резиденты. Это давало право на получение земли в постоянное пользование. Разница в том, что полностью иностранная компания могла лишь арендовать участок.
Кто владеет?
Информация о первоначальных учредителях «ВостокСтроя», к сожалению, отсутствует. Однако точно известно, что с течением времени их состав менялся. Как сообщили «Нашей Ниве» в Министерстве юстиции, в августе 2009 года в число учредителей вошла компания с ограниченной ответственностью «Демилюкс ЛТД». Название «Демилюкс» встречается в базах данных компаний Уругвая и Гонконга, однако такой организации среди белорусских юридических лиц нет. Фактически это иностранный оффшорный фонд — компания, созданная, чтобы скрыть имена истинных владельцев.
В феврале 2014 года в списке собственников «ВостокСтроя» появился новый оффшор. Компания с ограниченной ответственностью «Винсаймер Холдингс Лимитед» внесла в уставный фонд всего… $ 2,2 и получила 0,01% доли. Организации с таким названием среди белорусских юридических лиц тоже нет. Зачем было создавать новую компанию и получать от нее такой мизер? Мы пока не нашли ответа на этот вопрос.
Тогда же «ВостокСтрой» сменил название. Теперь это общество с ограниченной ответственностью «Восток Пропертиз Менеджмент», что в переводе может означать «Руководство недвижимостью Восток».
Изменилась и форма собственности — общество перестало быть совместным.
Таким образом, на сегодня земельный участок эксплуатируется обществом с ограниченной ответственностью, учредителями которого является неизвестные зарубежные компании.
Что построили?
Попасть на территорию «Востока» невозможно. Высоченный забор с колючей проволокой протянулся по всему периметру 17-ти гектаров земли, на нем установлены камеры видеонаблюдения. Присутствуют и способы психологического давления. Например, на заборе развешаны таблички «Запретная зона. Проход закрыт». Их бессмысленность очевидна: через четырехметровый забор, причем без калиток и дверей, пройти и так невозможно, а гулять по лесу рядом с забором не может запретить никакая предупреждающая табличка.
На столбах висит еще одно незаконное «ограничение»: в лесу рядом с частным владением якобы запрещена фото- и видеосъемка.
Проехать вокруг «Востока» на автомобиле возможно только в том случае, если проигнорировать несколько знаков «Проезд запрещен» и «Въезд запрещен». Въезд на территорию жилого комплекса перекрыт шлагбаумом.
Увидеть, что находится внутри, можно только благодаря спутниковым фотоснимкам (смотри карту).
А в республиканский реестр недвижимости внесено назначение каждого из зданий — от жилых коттеджей до хранилища для овощей. Кроме того, на фото можно различить несколько спортивных полей (слева направо — теннисное, баскетбольное и волейбольное), а также причал.
Оффшорные фонды владеют загадочной резиденцией на берегу Заславского водохранилища
1) Трехэтажный деревянный дом с подвалом, тремя террасами и четырьмя навесами. Площадь — 1144 м2
2) Трехэтажный блочный дом с подвалом, тремя террасами и двумя навесами. Площадь — 967 м2
3) Двухэтажный блочный дом с подвалом, террасой и двумя навесами. Площадь — 885 м2
4) Двухэтажный блочный дом с подвалом и двумя террасами. Площадь — 458 м2
5) Двухэтажный блочный дом с подвалом и четырьмя навесами. Площадь — 642 м2
6) Одноэтажный деревянный дом с пристройкой, террасой и навесом. Площадь — 145 м2
7) Двухэтажный хозяйственное здание с подвалом и двумя навесами. Площадь — 528 м2
8) Баня дома №1 с подвалом, двумя террасами и двумя навесами. Площадь — 303 м2
9) Баня дома №2 с двумя террасами. Площадь — 71 м2
10) Баня дома №3 с террасой и навесом. Площадь — 49 м2
11) Блочный банный комплекс с подвалом и двумя навесами. Площадь — 1875 м2
12) Двухэтажный блочный физкультурно-оздоровительный комплекс. Площадь — 1717 м2
13) Гараж. Площадь — 157 м2
14) Двухэтажное блочное здание охраны. Площадь — 134 м2
15) Блочное здание барбекю на 15 человек. Площадь — 85 м2
16) Хранилище для овощей.
17) Насосная станция над артезианскими скважинами
На территории «Востока» построены также гараж для спецтехники, здание барбекю на 6 человек, котельная, противопожарная насосная станция, станция очистки сточных вод.
Кто живет?
Документально подтвержденного ответа на этот вопрос нет. Есть только предположения работников соседних санаториев, которые опасаются даже подойти к своим новоявленным соседям. Есть и записи на интернет-форумах от людей, контактирующих с теми, кто работает в обслуге жилого комплекса.