Софья Слуцкая — почитаемая в Беларуси православная святая.
В Минске есть приход, названный в ее честь. Там в 2012 году, к 400-летию ее кончины, установили небольшой памятник. Но недавно историки выяснили, что княгиня Софья была… католичкой. И православной святой она оказалась случайно. Просто потому что жертвовала на православный монастырь и в нем была похоронена. Но каноническое право говорит однозначно: неправославный не может являться православным святым, пишет «Наша Нiва».
На три документа, касающиеся Софьи Слуцкой, первой наткнулась сотрудница Национального исторического архива Ольга Бобкова. Она собирала материалы для книги о старобелорусских тестаментах (завещаниях). Найденные Бобковой документы заинтересовали сотрудницу Института истории Академии наук Беларуси Анастасию Скепьян. Она начала «копать».
Самая богатая сирота ВКЛ
Софья Слуцкая рано осиротела. «Над родом князей Слуцких как бы висело проклятие. Он вымер буквально за поколение. Сначала князь Юрий умер в 27 лет, потом не стало его братьев Александра и Яна-Симеона. Осталась одна маленькая София», — рассказывает Ольга Бобкова.
Софья Юрьевна родилась в 1586 году, 1 мая. А спустя 5 дней, 6 мая, скончался, вероятно от туберкулеза, ее отец, князь Юрий III Слуцкий. Но дочь увидеть он успел.
Анастасия Скепьян цитирует письмо старого слуги, адресованное матери Юрия, бабушке Софьи. Слуга пишет о том, как обрадовался князь, увидев наследницу рода. В те самые дни Юрий по просьбе слуг составил завещание, из чего можно заключить, что ни он, ни его окружение на выздоровление не надеялись. Князь Юрий, кстати, был православным и к тому же — известным книжником. Он собственноручно переписал Евангелие, хранившееся в Святотроицком монастыре как особо чтимая реликвия.
Мать Софьи, Барбара из дома Кишек, была католичкой. И дочь, согласно тогдашней традиции, крестили в веру матери. После смерти отца Софья унаследовала Старый Слуцк с двумя замками, а спустя пару лет, когда один за другим скончались бездетные братья отца Александр и Ян-Симеон, она стала владелицей несметных богатств Олельковичей: городов Слуцка и Копыля, 7 местечек и 32 фольварков.
Ее мать, княгиня Барбара, оказалось отстранена от этого наследства. Ольга Бобкова обращает внимание на трагическую загадку: спустя несколько лет, выйдя замуж за гомельского старосту Андрея Сапегу, она составила завещание, согласно которому все свое имущество — жемчуга, украшения, «скот рогатый и нерогатый» — отдает мужу. И ничего — дочери. Вероятно, была некая обида? Не на малолетнюю Софью, конечно, а на ее опекунов.
Опекун со cвоим интересом
Институт опекунства был широко распространен в Великом Княжестве Литовском. В те времена с частыми войнами и напастями нередко случалось, что дети в младенчестве теряли родителей. Поэтому считалось в порядке вещей заблаговременно составить завещание и назначить того, кто будет управлять имуществом сирот до достижения ими совершеннолетия.
Опеки над Софьей и ее несметными богатствами в конце концов добились Ходкевичи, дальние родственники княжны. При опекуне Иерониме Ходкевиче Софья жила сначала в Новогрудке, затем в Слуцке. «В актовых, судебных книгах мы часто встречаем истории о том, что опекуны чересчур вольно распоряжались денежными суммами, которые должны были сохранять», — отмечает Ольга Бобкова.
В конце концов Ходкевичи вынуждены были рассчитываться даже не деньгами Софьи, а ею самою. Когда в 1595-96 гг. на Слуцк с украинских земель нагрянули полки Северина Наливайко, Ходкевичи вынуждены были просить военной помощи у всесильных Радзивиллов. Радзивиллы выставили свою пехоту с условием, что княжна Софья выйдет замуж за Януша Радзивилла. Ходкевичи, у которых под ногами горела земля, согласились. Бракосочетание должно было состояться в Вильне в 1600 году, после Великого Поста.
Невесте в то время было 13 лет. Януш Радзивилл был старше Софьи на семь лет. Ему было разрешено время от времени посещать будущую жену в Слуцке. Однако со временем Ходкевичи стали искать повод разорвать соглашение. Обострило отношения то, что Радзивиллы забрали себе Копысь, на которую претендовали и Ходкевичи. Как следствие, молодого князя Януша перестали допускать к Софье. О том, чтобы он и не надеялся на брак с ней, Радзивилу сказал, встретившись с ним в корчме на пути из Мира в Несвижем, Ян Кароль Ходкевич — прославленный полководец и весьма скандальная личность.
Дыхание гражданской войны
Анастасия Скепьян описывает, как в 1599-м Ходкевичи и Радзивиллы, вместо того, чтобы готовиться к свадьбе, начали подготовку к вооруженному разрешению спора. Армии и артиллерии в нем предполагалось задействовать больше, чем в битве под Кирхгольмом (1605), которая впоследствии прославит Яна Кароля Ходкевича.
По призыву Радзивиллов в Вильну зимой 1600 г. съехались шесть тысяч вооруженных шляхтичей. Ходкевичи с большим отрядом и 24 пушками заперлись в своем дворце. Однако до кровопролития, с которого в ВКЛ могла начаться полноценная гражданская война за «слуцкое наследство», так и не дошло.
Позже Ходкевичи, описывая ситуацию, отмечали, что заключение брака не состоялось по причине… неявки жениха. Мол, невесту они показывали, а жених почему-то не приехал.
«Я — католичка»
В один голос с опекунами говорила и сама Софья. Одной из причин своего несогласия на брак она называла именно различие в вероисповедании: «Его милость пан Януш Радзивилл не является верующим костела католического, (верующей) которого я есть», — свидетельствовала девушка перед возными, разбиравшими это дело в суде. Януш, кстати, был лютеранином, а не католиком, как утверждает православное «Житие» Софьи.
Отец Януша, виленский воевода Крыштоф Радзивилл Перун, добился издания бониции (изгнания из страны) в отношении Иеронима Ходкевича. За нарушение данного слова ему грозило лишение имущества, шляхетских прав и изгнание из страны. И Ходкевичи уступили. Заключение брака состоялось осенью того же года.
В брачном договоре еще раз подтверждалось католичество Софии: ей предоставлялось право выбрать себе священника-духовника по своему желанию и жертвовать на строительство костелов, если на то будет ее воля.
Оговорен был и вопрос о священнике, которому предстояло скрепить брак протестанта Януша и католички Софью. По традиции он должен был принадлежать к конфессии невесты. О том, что брак освятил католический ксендз, писали позже и Ходкевичи, пытаясь этот брак оспорить.
Искаженное письмо Папе Римскому
Вопрос различия в вероисповедании был снят. Оставался вопрос кровного родства — Януш и Софья имели общего прадеда, гетмана Константина Острожского, победителя битвы под Оршей.
Януш направил письмо Папе Клименту VIII с просьбой разрешить брак с родственницей. Любопытно, отмечает Анастасия Скепьян, что аннотация на это написанное латынью послание включена в изданное во времена Российской Империи «Собрание древних грамот и Актов городов Минской губернии». Причем в той аннотации все перевернуто с ног на голову: якобы католик Януш, вступая в брак с православной Софьей, просит у Папы разрешения сохранить ей ее веру.
Как протестант Януш помогал православным
После брака княжна завещала все свое имущество мужу. И протестант Януш, для которого основными врагами были католики, а не православные, вывел Слуцкие храмы из-под юрисдикции униатского епископа и возвратил православным, подчинив Константинопольскому Патриарху.
В «Житие» Софьи говорится, что это она увещевала мужа, чтобы он оказывал поддержку православным. Однако сам Януш имел для этого гораздо больший политический резон. Он, лидер антикатолической, объединявшей православных и протестантов, оппозиции в Речи Посполитой имел все основания поддерживать своих соратников.
Семейные мелодрамы
Жизнь молодой четы сложилась непросто. Такой ли она предстает в мелодраматических произведениях Крашевского и Сырокомли? Современники отмечали взрывной и воинственный характер князя Януша. К тому же в младенчестве скончался их ребенок, после чего княгиня Софья, если верить польскому историку литературы Алоизу Сайковскому, завела интрижку с татарином Осмольским из свиты мужа.
Этого-то Осмольского-Смольского едва не поймали «на горячем» в опочивальне княгини, но тот успел выскочить в окно как раз в тот момент, когда слуги князя Януша выламывали дверь. Любовник сбежал во Львов, но был схвачен и утоплен в пруду на глазах у Софьи. После скандала Януш с Софьей продолжали жить как муж и жена.
После неудачного Рокоша (шляхетского бунта) против короля Жигимонта (Сигизмунда) III Вазы, одним из руководителей которого был Радзивилл, супруги бегут в Швейцарию. А получив королевское прощение, возвращаются в Речь Посполитую.
Последние годы жизни Софьи прошли в подляшских имениях. Там она родила дочь Екатерину, которая совсем недолго пожила. Вслед за дочерью, 19 марта 1612 года, скончалась и сама Софья. Похоронили ее в Свято-Троицком монастыре в Слуцке, там же, где находилась могила ее отца. Почему католичку похоронили в православном храме? Такие прецеденты случались, отмечает Скепьян. Особенно если храму жертвовали предки усопшего.
Покой после столь непростой жизни оказался не вечным. Спустя двести лет, после присоединения Беларуси к России, разворачивается история с «поклонением». Княгиня из православного рода, замужем за «католиком» — для Московского патриархата нужна была такая героиня, был «политический заказ». Ну, просто Юдифь и Олоферн!
Мощи Софьи будут объявлены чудотворными, напишут, что они спасают Слуцк от холеры, а улицу, на которой стоит храм, — от пожаров… В рамках атеистической пропаганды останки княгини вывезут в Минск «для изучения». Во время войны в руинах университетского городка их разыщут солдаты вермахта, и по просьбе верующих тело Софьи перенесут в Свято-Духовскую церковь.
Православные богословы сконфуженно молчали, когда Анастасия Скепьян представляла результаты своего исследования на 4-м Конгрессе исследователей Беларуси. Католики же пошутили, что готовы «забрать» Софью Слуцкую себе.