Европейская политика диалога с белорусской диктатурой потерпела фиаско. Ее надо решительно изменить.
Об этом в интервью сайту charter97.org заявил первый руководитель независимой Беларуси, лидер Белорусской социал-демократической Грамады Станислав Шушкевич.
-- Как Вы прокомментируете введение Польшей визовых санкций против чиновников, принимавших участие в репрессиях против белорусских поляков?
-- Конечно, это справедливо и каким-то образом может воздействовать на мракобесов. Но есть один человек (и мы все его знаем), который определяет всю репрессивную политику белорусских властей. На нем это не сказывается никак. Поэтому, это, скорее, символическая мера. Неэффективность такой меры уже была подтверждена.
Польские политики сейчас пожинают плоды своей деятельности. Польша, ближайшая западная соседка Беларуси, слишком увлеклась так называемым новым европейским подходом. Ей бы самое время отличать слова от действий, а она фактически стала проводником линии по «перевоспитанию» диктатора Лукашенко. Это, по меньшей мере, наивно. Мы встречались со многими высокопоставленными польскими политиками, в том числе с министром иностранных дел Радославом Сикорским, и доводили до них информацию о реальной ситуации в Беларуси, в том числе о массовых нарушениях прав человека.
На днях глава МИД Беларуси Мартынов поехал в Варшаву, подписано соглашение о приграничном сотрудничестве. Но на деле никакого сотрудничества не будет. Я не пророк, но уверен, что с 1 июня это соглашение не будет действовать. И поляки снова поймут, что значит иметь дело с непредсказуемым диктаторским режимом. Кстати, сразу после Польши Мартынов поехал в Иран. По-моему это красноречиво показывает вектор внешней политики Лукашенко.
-- После визита в Варшаву главы МИД Беларуси Сергея Мартынова репрессии против Союза поляков только усилились. Почему это произошло, ведь Сикорский передал через него письмо Лукашенко с заманчивыми обещаниями в случае прекращения давления на СПБ?
-- Вся политическая система в Беларуси репрессивная, и она душит любое свободомыслие. Здесь господствуют диктатура. Ее подкормила Европа, в том числе и Польша.
Я надеялся, что президент Польши Лех Качиньский «по-мужски» повлияет на министра иностранных дел Сикорского. Я встречался с польским президентом, он хорошо все понимает, но, к сожалению, внешнюю политику определяет МИД. Если подход МИД Польши не изменится, если не прекратится эта соглашательская политика, то будет продолжаться издевательства над польским меньшинством и белорусским большинством.
-- Многие белорусы возмущены, что Польша не реагирует должным образом на репрессии против всех белорусов, акцентируя в последнее время внимание только на польском меньшинстве.
-- Здесь я не могу осудить. Это политика Польши. Она свое меньшинство лучше понимает. То, что его поддерживают – это правильно. Но надо понимать, что это меньшинство находится в таком же униженном положении, как и все белорусы. И поддержка только поляков никак не сказывается на улучшении их жизни в нашей стране.
-- Считаете ли вы достаточными введенные визовые санкции?
-- Нет. Польскому истеблишменту, как и всем европейцам, нужно понять, что новая политика Европы провалилась. Плохая политика была заменена на еще более плохую. Благодаря новой европейской стратегии произошло усиление белорусской диктатуры, она обнаглела и блаженствует. А некоторые европейцы и некоторые очень симпатичные Польше оппозиционеры поддерживают эту непотребную линию. Я могу понять этих «оппозиционеров», они хотят оставаться вечно в оппозиции и быть пригретыми властью. Настоящая же оппозиция в Беларуси, которая видит своей целью победу свободы и демократии, репрессируется, преследуется, подвергается гонениям.
Я думаю, что есть основания задуматься над тем, что политика диалога с диктатурой потерпела фиаско. Надо ее решительно изменить. Надо прекратить верить обещаниям, а твердо и принципиально требовать от белорусского режима конкретных действий.