Полковник запаса, бывший командир пятой отдельной бригады спецназа Владимир Бородач ехал в Берлин – к друзьям и за покупкой подержаной иномарки.
- Порадуйтесь за меня: я, полковник запаса, экс-командир пятой отдельной бригады спецназа Владимир Бородач - банкрот. 8 марта в Бресте у меня конфисковали 7 320 евро.
Как дело было? В 6 часов утра сел на автобус (это самый дешевый вариант), чтобы проехать дедовскими тропами в Берлин - к друзьям и купить подержаный автомобиль (свой железный конь-то я продал). Хотел доехать до Берлина…
Доехал до таможни в Бресте, заполнил декларацию, в которой честно указал: сколько, куда и зачем денег хочу вывезти. И пошел к женщине-контролеру. Попросил: поставьте, пожалуйста, штамп. Вот моя декларация, поставьте штамп.
Эта женщина пояснила мне, что я прошел не по красному коридору, а по зеленому, что является административным правонарушением. А тут эти коридоры - в 50 сантиметрах друг от друга, отделены ленточкой. Так я же не пытался скрыться или прорваться, я сам подошел к таможеннику и попросил проверить мои документы. Лежит там красная, а сбоку - белая плитка. А где та зеленая плитка - кто его знает?
Так я сказал таможеннице: провожу 7 320 евро. Сумма, разрешенная к вывозу, не превышена. Я собрал все документы - сотрудники «Беларусбанка» явно меня запомнили, потому что я очень скрупулезно «допрашивал» сотрудников банка, купил дорожные чеки - все как положено. А тут такое…
«Вы совершили административное правонарушение», - заявляет мне. Забрала деньги, забрала паспорт - и пошла к начальству решать. Что делать с деньгами. И со мной. Вернулась только через 40 минут (о чем можно было консультироваться 40 минут?). Сказала: суд будет решать, что делать с деньгами, - конфисковать или вернуть. Сказала: если вы, не глядя, подпишете бумаги, можете ехать дальше. А что мне делать за границей без денег? Узнав, что при ознакомлении с документами процедура займет несколько часов, я решил: не будет же целый автобус людей из-за меня стоять на границе. Поэтому я записал свидетелей, и отпустили людей.
Составили административный акт. И 23 марта суд Бреста будет решать дальнейшую судьбу моих денег.
Вот так: первая попытка выехать за границу оказалась неудачной. Нужно будет предпринимать вторую попытку. Но сначала - нужно поднакопить денег. Моя пенсия - около 500 долларов. Дважды ранен за советскую власть… Не могу понять, откуда ноги растут. Но, как говорил герой фильма «Белое солнце пустыни», «За державу обидно…», -- рассказал Владимир Бородач в интервью сайту «Белорусский партизан».
Во всем есть одна странность: обычно таможня конфискует деньги при ввозе в Беларусь (чтобы не достались врагам народа - оппозиции). У Владимира Бородача деньги изъяли при вывозе из Беларуси.
Почему так произошло? У полковника запаса три версии.
Версия 1. Не могут простить Юрия Захаренко
- Я не понимаю, откуда ноги растут. Действительно, 23 февраля вручали премию от имени Движения имени Юрия Захаренко «Защитники Отечества» афганцу из Жодино Александру Комаровскому. Поскольку мы проводили собственное расследование, заявил журналистам, что версия «Советской Белоруссии» о том, что Юрия Захаренко могли убить уголовники - несостоятельная, - рассказывает полковник.
«Этот вопрос - об убийстве Юрия Захаренко и других политиков можно считать закрытым. Неизвестны только все обстоятельства и все участники этого преступления». Такое заявление 23 февраля на вручении традиционной премии имени Юрия Захаренко «С открытым забралом» сделал ближайший соратник генерала Владимир Бородач.
Детализируя свой вывод, Владимир Бородач отметил: «Преступление раскрыто еще при прежнем председателе КГБ Мацкевиче при содействии Генпрокурора Божелко. В этом деле фигурировали Павличенко, другие товарищи. Неизвестны только все обстоятельства и все участники этого убийства», - заключил В.Бородач.
Владимир Бородач отметил, что Общественная комиссия по расследованию обстоятельств исчезновения экс-министра МВД Юрия Захаренко, проводившая собственное расследование обстоятельств смерти Юрия Захаренко, рассматривала четыре версии.
«Мы рассматривали все версии - начиная с бытовой и заканчивая политической. Мы рассматривали даже такую абсурдную версию, как самоисчезновение в политических целях. И бытовую, и криминальную версию мы начисто отрицаем по одной простой причине: в этом случае тело, или труп, находилось бы на месте преступления. К тому же, все криминальные авторитеты исчезали уже после исчезновения Юрия Захаренко», - подчеркнул Владимир Бородач.
Еще утром 7 мая 1999 года, в день исчезновения, Юрий Захаренко с Владимиром Бородачом обсуждали проблему безопасности генерала, который в то время как раз активно создавал Союз офицеров. Пришли к выводу, что «на глазах наружки убивать не будут». А около 23 часов вечера возле собственного дома Юрия Захаренко похитили…
Версия 2. Сын «подвел»?
Есть и вторая версия такого пристального внимания к Владимиру Бородачу. Сын учится в США в престижном университете штата Техас, куда поступил сразу после окончания школы. Выступает за университетскую команду под номером 1, за что получает и стипендию. Поступил в университет сразу после школы - все законно.
Но нет. Сын и сам Владимир Бородач получили порядка десяти повесток на допрос - сын проходит в качестве свидетеля по взрыву на День независимости 3 июля 2008 года. На их глазах произошел тот взрыв, и минская милиция очень хочет получить пальчики молодого человека. В августе 2009 года Владимир Бородач ездил к сыну в США, и перед отъездом предложил правоохранителям взять отпечатки пальцы сына и привезти в Минск.
- Отказались. Но повестки шлют с удивительной регулярностью - как минимум раз в месяц. Шлет повестки военкомат - разыскивает и прокуратура как уклониста. Я специально съездил в Штаты, собрал кучу справок, собрал все штампы, печати, которые можно было. Думал, отстанут. Через два месяца, оказывается, эти документы исчезли. И все начинается по-новому, - говорит Бородач.
Версия 3. Владимир Бородач - в списках «Д»?
Руководитель центра «Правовая помощь населению» Олег Волчек убежден, что данное задержание В.Бородача является не случайным:
«В 2007 году, когда я пересекал государственную границу с Польшей, также оказался в такой ситуации, как В.Бородач. Я вез с собой несколько своих книг «Хроника государственной подлости», в которой были собраны материалы независимого расследования обстоятельств похищения Юрия Захаренко. Я заполнил декларацию и подошел к таможеннику, спросил, надо ее декларировать? Мне ответили, что не надо. Я заполнил декларацию и отдал таможеннику. Но через несколько минут он сообщил мне, что я укрыл печатное издание, которое направлено против государственной безопасности. Был суд. Меня привлекли к административной ответственности, что я якобы скрыл данную книгу от таможенников. Несмотря на то, что книга до того момента уже год распространялась в Беларуси, ко мне ни разу не было претензий со стороны правоохранительных органов. Позже я узнал из материалов дела, что я был в списке «Д», в который попадают оппозиционеры», - рассказывает правозащитник.
Олег Волчек уверен, что если бы в такой ситуации оказался бы простой гражданин, то его бы пропустили бы через границу, но тут попался один из активистов демократических сил. Заметьте, в этот день, также контролю был подвергнут Андрей Санников с женой - Ириной Халип, у которых изъяли компьютер. Однако непонятны действия властей: если, как правило, таможенники изымают деньги при ввозе в Беларусь, то у Бородача - при вывозе из Беларуси. Что-то новое получилось у властей в данной ситуации.
«Я уверен, что власти знают о настроении среди афганцев. Два года прошло, но социальные гарантии ветеранам не восстановили. А тут уже некоторые наши боевые товарищи стали медали возвращать Лукашенко. Возможно, Бородач попал в список, и как активный член нашей общественной комиссии по установлению преступников, которые устранили Юрия Захаренко, и как ветеран боевых действий, поддерживающий объединение афганцев в независимую организацию. Если проще сказать, власть боится настоящих офицеров, вот и вносит таких неблагонадежных в список «Д»», - говорит Олег Волчек.