Макроэкономические проблемы в России и Беларуси, которые обычно обсуждаются на правительственном уровне, добрались до микроуровня и напрямую коснулись людей.
Последние данные свидетельствуют о том, что доходы и расходы населения двух стран заметно упали. Официальные и экспертные прогнозы указывают на то, что в 2016 году рост уровня жизни в Беларуси и России не предвидится, пишут «Белорусские новости».
Зарплаты упали, их рост не прогнозируется
Доказательством того, что уровень жизни в Беларуси и России в этом году существенно снизился, является динамика розничного товарооборота.
В России в сентябре зафиксировано максимальное снижение продаж: объем розничного товарооборота в сентябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на 10,4%. Следует отметить, что это максимальное с 2000 года падение розничного товарооборота.
В Беларуси в сентябре также было зафиксировано снижение продаж в рознице: розничный товарооборот сократился по сравнению с августом на 7,4%, по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года — на 1,3%.
Аналитики объясняют сентябрьское снижение продаж в России и Беларуси влиянием девальвации национальных валют, которая состоялась в августе текущего года.
«Мы относим такое сокращение (товарооборота) на влияние девальвации белорусского рубля в августе (за месяц около 12%) и сопутствующее удорожание импортных товаров. Принимая во внимание продолжающееся падение реальных располагаемых денежных доходов населения (на 5,3% в январе-августе), значительное оживление торговли в ближайшее время маловероятно», — прогнозируют экономисты Центра макроэкономических исследований российского «Сбербанка».
Ослабление национальных валют Беларуси и России, состоявшееся за последний год, основательно подкосило покупательные возможности населения двух стран.
Динамика изменения доходов населения в долларовом выражении выглядит следующим образом.
Год назад, в сентябре 2014 года, средняя зарплата в России и Беларуси составляла, согласно данным, пересчитанным по официальному валютному курсу, 811 и 603 доллара соответственно.
Полгода назад, в марте 2015 года, средняя зарплата в России и Беларуси в эквиваленте равнялась 558 и 435 долларам. А в сентябре нынешнего года — уже 500 и 389 долларов.
Динамика изменения средней зарплаты в России и в Беларуси
(в долларовом выражении по среднему официальному курсу)
Какой динамики зарплат на территории двух стран можно ожидать в будущем?
Белорусские власти официальный прогноз изменения доходов населения не публикуют. А вот Минэкономразвития России на днях обнародовало новый прогноз показателей социально-экономического развития страны, согласно которому доходы россиян в 2016 году будут зависеть от динамики мировых цен на нефть.
Базовый сценарий предполагает сохранение цен на нефть и курса доллара на нынешнем уровне.
По оценкам Минэкономразвития России, в случае, если цена барреля нефти на мировом рынке будет составлять около 50 долларов, а среднегодовой курс доллара — 63,3 российского рубля, то реальная зарплата в будущем году снизится на 0,2%.
Консервативный сценарий, который разработали специалисты Минэкономразвития РФ, предполагает, что цена на нефть на мировом рынке в будущем году упадет до 40 долларов за баррель. В этом случае курс доллара в России в будущем году составит 72,6 российского рубля, а реальная зарплата снизится почти на 3%.
Таким образом, если резюмировать, российские власти в 2016 году ожидают стабилизацию доходов населения на нынешнем уровне при сохранении теперешних цен на нефть. Если же баррель нефти будет дешеветь, то покупательная способность россиян вновь может снизиться. В общем, роста доходов населения на будущий год российские власти не прогнозируют.
Корень зла и источник роста доходов населения
Учитывая высокую зависимость белорусской экономики от российской, повышение уровня благосостояния белорусов в 2016 году также маловероятно, предполагают эксперты.
«Предпосылок для роста российской экономики в будущем году немного. Вследствие западных санкций доступ российских компаний к финансовым ресурсам на внешних рынках затруднен, это отрицательно влияет на деловую активность. Поэтому риск сохранения рецессии в России в будущем году остается высоким», — говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
С учетом этого рассчитывать на рост белорусской экономики, а соответственно и на рост заработных плат, не приходится, добавляет он.
«Внешних источников для роста экономики и доходов населения пока не просматривается. Ситуация в России, которая является основным рынком сбыта белорусской продукции, остается сложной», — говорит Александр Чубрик.
Что касается административного стимулирования доходов населения, то вероятность такого развития событий белорусские экономисты считают низкой. Эксперты обращают внимание на тот факт, что официальный Минск сегодня находится в активной фазе переговоров с кредиторами, которые выступают категорически против любых популистских мер.
Внутренние возможности для повышения доходов населения экономисты видят в реформировании белорусского рынка труда.
Реальная возможность обеспечить устойчивый рост доходов населения в будущем связана с повышением производительности труда, считает старший исследователь Центра социально-экономических исследований (CASE Belarus) Владимир Валетко.
Вместе с тем, констатирует он, пока белорусский рынок труда остается в неизменном состоянии, и это препятствует повышению производительности труда на предприятиях.
«Корень зла для Беларуси сегодня в рынке труда — негибком, нереформированном. Рынок труда остается священной коровой, которую не трогают, опасаясь социальных последствий», — считает Владимир Валетко.
По его мнению, на реформы идти необходимо, поскольку они заложат основу для повышения эффективности работы предприятий.
«В реальном секторе нам необходима реструктуризация, и это будет означать высвобождение части работников. На этот шаг идти необходимо, чтобы стимулировать повышение производительности труда, рост которой, в конечном счете, позволит увеличить и уровень зарплат на предприятиях», — полагает Владимир Валетко.
Реформирование рынка труда — одна из тем, которая обсуждается в рамках сегодняшних переговоров официального Минска с кредиторами. Возможно, еще до конца года мы узнаем о том, какие обязательства по реформированию экономики белорусские власти возьмут перед кредиторами.