Автор скандальной песни «Товарищ президент», посвященной Александру Лукашенко, рассказал о своем призвании.
Белорусский композитор Эдуард Ханок ответил на вопросы gordonua.com. Он рассказал, почему бросил творчество и открыл «секрет молодости».
- Я не просто сменил профессию, а наконец нашел свое призвание, - заявил композитор. - Ведь иногда у человека профессия совпадает с призванием, а иногда – нет. Вот исторический пример. Был такой успешный юрист Петр Чайковский. Он, может быть, со временем и министром юстиции стал бы. Но ушел в никуда, ибо в то время музыка считалась абсолютно непрестижной профессией. Чем закончилось, вы знаете – сегодня его имя известно всему миру! А всего лишь учитель начальных классов Константин Циолковский поднял свою космическую тему. То есть не боги горшки обжигают! А ведь чем черт не шутит – может быть, и меня тоже в ряду с ними поставят, если со временем признают открытый мною «творческий рентген». Он важнее даже медицинского, который имеет дело с уже готовой болезнью. Ведь не зря считается, что все болячки (кроме механических) от нервов.
Эдуард Ханок отмечает, что сейчас ему комфортно живется, ибо пройдена так называемая точка невозврата.
- Это самый трудный период в любой профессии, когда вы в себя не верите и в вас никто не верит, вы со всеми ругаетесь, спорите, - говорит он. - Вспоминаю свою встречу с Дмитрием Гордоном в Киеве. Тогда от злобы я съел всю красную икру, которая была на столе, разругался с ним. Гордый и злой, прошагал от Подола аж до Крещатика. Но этот момент стал переломным и самым памятным в моей жизни. Тогда я почувствовал, как что-то ухватил. А сегодня уже точно все знаю. И пусть меня ругают – я уверен, что на правильном пути.
Жизнь научила главному: никогда не слушай других, прислушивайся, ищи рациональное зерно. Каждый будет тебе что-то советовать, но он ни за что не отвечает, только ты сам за все в ответе.
Очень важный урок я получил в Московской консерватории от моего преподавателя, известного советского композитора Дмитрия Кабалевского. На третьем курсе я писал симфонию, и у меня не получался финал. Он сказал замечательную фразу: «Какой бы ни была первая, вторая или третья часть, в симфонии часто все решает финал». Эту мудрость я перенес на жизнь. И звучит это так: «Каким бы популярным и любимым ты ни был в 20, 30, 40 и даже в 50 лет, если у тебя не удался финал – это и станет ложкой дегтя в твоей бочке меда». Сегодня могу констатировать: мой финал удался. Именно в финальной части своей жизни я, наконец, пришел к своему истинному призванию!