Эстонский водитель 10 дней живет в кабине фуры.
23 февраля большегруз DAF отконвоировали в зону таможенного контроля на улице Бабушкина за Минской кольцевой дорогой, и с того времени компетентные органы выясняют, достаточно ли оснований, чтобы взыскать автомобиль в доход государства, сообщает «Радыё Свабода».
Сам дальнобойщик Михаил Круглов рассказывает, что привез из Норвегии в Беларусь ценные сорта красной рыбы - лосося и форель (именно такая норвежский рыба иногда скандально «всплывает» в России как «белорусская»).
По словам Михаила, проблемы возникли еще в дороге - контролеры транспортной инспекции обнаружили неправильно оформленные документы, что вылилось в «штраф» без оформления протокола в размере 400 евро:
«Сейчас предъявляют нарушение каботажа (каботаж - это когда транспортные услуги внутри страны выполняет иностранный перевозчик). Проще говоря, у меня адрес выгрузки был один, а по ходу покупатели поменяли, сказали приехать на другой. Отсюда и проблема - мол, вносить коррективы нельзя. Теперь суд будет определять, что делать с машиной».
Сегодня Михаилу приказали «освободить помещение» - таможенники берут фуру под арест, и в таком состоянии она будет оставаться до завершения судебного процесса. Водителя и его личные вещи должен забрать его коллега.
Водитель не берется рассуждать, настолько страшное совершено преступление, чтобы экспроприировать дорогой автомобиль - просто не в курсе тонкостей белорусского законодательства. Но считает, что на самом деле причины кроются во внутриведомственных нестыковках:
«В CMR (международная товарно-транспортная накладная) должно быть указано, что таможня переправила груз на другой адрес. Они этого не сделали. Когда начались разборки, ни таможенник, ни брокер не захотели брать на себя ответственность. Кстати, когда транспортники отправили меня на штрафстоянку и вызвали таможенников, те сказали, что ко мне претензий нет. А потом вдруг возникли. То есть направили на выгрузку в деревню Таборы под Минском, а по документам был Минск. В Таборах меня и «завинтили». Хорошо хоть выгрузиться успел».
Михаил Круглов говорит, что вопросы технического характера возникают и в других странах, поскольку внутренние законодательства трактуют нормы перевозок по-разному. Однако всегда находился выход - либо оформлялась переадресовка, либо приставлялось сопровождение. Здесь же обвинили и просто бросили на выживание. Говорит, что 10 дней белорусских приключений будет вспоминать еще долго:
«Это же промышленная зона, здесь ничего нет, даже магазина. До Минска далеко. Питаюсь тем, что привез с собой. Деньги закончились - все пошло на штрафы и взятки. Сплю в машине, никуда не выйдешь. 10 дней неумытый, не бритый, о горячей воде или душе уже даже не говорю. Как собака».
Таллинский предприниматель Виктор Хобта, хозяин автомобиля, который рискует стать изъятым, рассказывает, что в этом году будет 20 лет, как он занимается международными грузоперевозками. Его фуры прошли всю Европу и столкнулись с «форменном беспределом» в Беларуси:
«Не то что мои партнеры в Беларуси, в Украине, - вся Прибалтика в шоке. Начну с того, что мы с красной рыбой трое суток стояли на таможне под Минском. Это ненормально, когда речь о продуктах питания. За это время получатель - компания «Евроторг» - перепродала продукцию другому покупателю, соответственно, изменился адрес выгрузки. Нормальная практика в бизнесе!
Так вот каботаж по белорусским правилам - это когда я должен загрузиться в Беларуси и поехать где-то в Беларуси выгрузиться. Но я приехал с импортом, это норвежский продукт. Я ничего в Беларуси не загружал: под пломбы как был с таможни, так и заехал на выгрузку. Только приехал на другое место, как мне и сказал мой клиент-заказчик в Литве. Я выполнил все то, что мне сказал клиент. Брокер должен был сделать изменения в документе, и у меня, по-моему, есть копия CMR с изменением направления. Что еще нужно?
Как такое может быть вообще? Ладно чтобы вез какую контрабанду, сгрузили товар на левом составе. А тут же все официально, все разгружены, декларация на руках, новое место задокументировано. И все равно едут сзади, пасут. До меня просто не доходит! Как раз в марте моей фирме Vitransa будет 20 лет - два десятка лет я занимаюсь международными перевозками. За это время где только не был. Но впервые я в таком дерьме. Нам всем свойственно ошибаться, но это не повод, чтобы рубить с плеча!»
Собеседник уточняет, что его ставка на перевоз продукции из Норвегии в Беларусь составляет 3000 евро. Сюда входят переправы паромом, топливо и другие расходы. Однако штрафы и поборы за неправильно оформленные документы уже превысили 1700 евро, что загнала сделку в глубокий минус. Это без учета того, что на повестке дня - конфискация автомобиля:
«Не знаю, откуда ноги растут, но мне сказали, что на машину просто могли положить глаз. Красивый прицеп, красивая машина. На свои фирмы оформят, и все. Такое тоже в практике было. Я за машину реально боюсь. Там стоит все новое, все норвежское, под их климат - шины, оборудование. В машину вцюхана столько денег!»
Вскоре с материалами эстонских грузоперевозчиков ознакомится адвокат, после чего дело передадут в суд. Виктор Хобта заверил, что обязательно приедет в Минск - в первую очередь для того, чтобы посмотреть в глаза тем, кто старается сделать из него «уголовника».