Надоели безумные идеи правительства, говорят водители.
Стереотип о том, что такси - это роскошь, теперь становится реальным не только для пассажиров, но и для самих таксистов: по их словам, сегодня перевозка пассажиров потеряла рентабельность, а власти выдают новые постановления, которые еще больше усложняют жизнь перевозчикам. Особенно остро это ощущается в регионах.
Если в Минске таксисты взбунтовались и даже грозились остановить столицу после выхода на рынок нового бюджетного сервиса такси Uber Х, то в Гродно камнем преткновения стали банковские терминалы и новые таксометры. Гродненские таксисты начали сбор подписей под коллективным обращением к властям в надежде, что чиновники в кабинетах прислушаются к их мнению, пишет Onliner.
Напомним, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка, с 1 января 2016 года каждый перевозчик, будь то ЧУП или ИП, обязательно должен установить в машинах-такси банковские терминалы. При этом не какие-нибудь, а именно российского производства стоимостью около 150 долларов.
Заметим, что в Польше, например, подобные терминалы продаются от 5 до 35 евро. Проблема в том, что их сложно внести в реестр. А переплачивать владельцы такси не хотят.
"За 5 евро я бы уже установил этот терминал, раз государство так хочет, но не за 150 долларов. Разница фантастическая, с учетом еще и того, что водитель такси в Польше находится в гораздо более выгодных условиях в отличие от таксистов в Гродно. Ведь там он может себе позволить более дешевый качественный автомобиль – растаможки в ЕС нет. Население Польши более состоятельно по сравнению с белорусами. Там пассажиропоток не сравним с нашим, а тем более в Гродно. Там такие условия и только 5 евро, у нас кошмарные условия и – 150 долларов. Это что, справедливо?" - возмущается гродненский таксист Николай.
"Кошмарные условия" - это многочисленные выплаты, которые должен сделать перевозчик за то, чтобы легально осуществлять свою деятельность. Так, например, таксисты платят два налога, повышенную страховку, в которую входит страхование пассажиров и транспорта, дважды в год дорожный сбор, абонентскую плату диспетчерским службам, покупают и обслуживают таксометры, и т.д. Обязательную установку СКНО (средство контроля налоговых органов) владельцы такси рассматривают как новую расходную статью, при этом весомую.
"Мы начинаем нашу программу против банковских терминалов. Мы не против терминалов как таковых, банк хочет получать безналичные деньги – пожалуйста, путь банк сам ставит свой терминал, или пусть продаст нам за те же 5 евро, и мы будем ездить. Но нам предлагают терминал за космическую цену, мы должны за свой счет все устанавливать. И все это делается без нашего согласия и обсуждения", - комментирует ситуацию таксист Сергей.
"Уже столько унижений таксистов, что дальше некуда. Где брать деньги на все эти поборы? Сегодня таксист в Гродно в лучшем случае получает "грязной" выручкой 6 млн рублей, но из них ничего не останется, все идет на расходную часть. Останется 2 млн на еду - уже хорошо. Если у власти нет денег, то у нас тем более не будет. Сейчас мы работаем в минус, но надеемся на лучшее", - эмоционально жестикулируя, рассказывает таксист Марьян.
- Так а на что надеетесь? - спрашивают журналисты.
"Надеемся, что власть посмотрит, что у народа денег нет, у нас – тоже нет, и позволит закупать все дешевле. Есть же варианты, в той же Польше. А если власти к нам не прислушаются, умирать мы не собираемся, будем дальше жить и сражаться", - отметил наш собеседник.
Более подробно о проблемах гродненских таксистов рассказал Николай, ИП в стадии ликвидации, который из-за новых постановлений уже три месяца не может работать.
"Добавлять еще одну расходную часть, когда у нас заработки существенно снизились - это абсурд! Я пришел в такси ровно восемь лет назад, я работал на чужом автомобиле наемником. Потом я решил взять свой автомобиль в кредит за 6 тысяч. Я его окупил за полтора года. В 2009-2010 нам можно было еще предлагать терминалы, СКНО, мы бы терпели и могли бы оплачивать. Сейчас мы терпеть не можем. Мы не можем оплачивать безумные идеи нашего правительства. Свое творчество пусть оставят для кого-нибудь другого, нам уже не до творчества", - возмущается гродненец.
"А еще же есть обслуживание автомобиля и его ремонт. На него денег уже не хватает. А рабочее место водителя такси – автомобиль. Рабочее место водителя такси нужно обновлять, хотя бы раз в пять лет. И речь даже не идет о том, чтобы купить новую машину, но хотя бы б/у-шку пяти-шестилетнию. Но даже это не можешь себе позволить. Люди хотят ездить на хороших автомобилях, а как это можно сделать, если такси не может их приобрести?
Некоторые ИП-шники за свои деньги приобретают поддержанные автомобили из остатков, что когда-то заработали. 10 лет назад можно было заработать хорошие деньги. А сейчас... Люди, которые уходят из бизнеса, как-то пытаются устроиться. Потом говорят: «Как я доволен, что ушел из такси", - рассказывает Николай.
Вот уже три месяца таксист не работает из-за нововведений.
"Я не живу, я существую на данный момент. Какие-то деньги у меня есть, но они заканчиваются. А работать мне не дает государство. Государство лицензирует деятельность такси, но не создает никаких условий, чтобы водитель такси мог нормально и спокойно работать. Условий на данный момент нет никаких.
Нам навязывают покупку терминалов, покупку СКНО, не спросив нас об этом. Чиновники не выходя из своих кабинетов принимают эти решения. А нужно советоваться с народом. Поэтому наше коллективное обращение – это своеобразное предложение для диалога с господами, которые находятся в кабинетах, дальше которых ничего не видят.
На самом высоком уровне, от первого лица говорится о том, что не надо обижать людей, не смейте людей выбрасывать на улицу. Если человек не зарабатывает, в этом виновато государство. Я не сам придумываю эти слова, я цитирую. А на самом деле что – людей обижают, их вышвыривают на улицу, делают безработными, и зарабатывать не дают", - говорит гродненец.
Не смотря ни на что, он верит в то, что до властей можно достучаться.
"Если бы я не верил в результат, я бы этим не занимался. Лучше что-то говорить, просить, требовать, чем молчать. Лучше что-то делать, чем бездействовать. Под лежачий камень вода не течет. В конце концов, законодательство я не нарушаю, я всего лишь прошу диалога с властью", - отмечает Николай.
Но далеко не все гродненские таксисты разделяют такой оптимизм.
"Ситуация накаленная, психологически тяжелая. Как и в нашем обществе в целом. Хоть какая-то солидарность между таксистами есть, но в большинстве своем народ разобщенный. Каждый думает, что за него кто-то что-то сделает. И не нужно еще сбрасывать со счетов тот факт, что люди боятся преследований, и боятся и не без оснований.
Раньше это был бизнес, а теперь это уже плохая работа. Государство не хочет, чтобы я оставался в этой сфере. Что делать дальше? Есть мысли, но пока это только идеи, возможно, я вернусь в такси, я не знаю", - развел руками Николай.