2 мая в Беларуси начнут действовать новые нормы законодательства, предусматривающие ужесточение наказания за экстремистскую деятельность.
Соответствующий закон подписал 22 апреля Александр Лукашенко. Опрошенные Deutsche Welle аналитики оценили закон негативно, высказав опасения, что под действие новых норм в первую очередь попадут оппоненты Лукашенко.
По инициативе КГБ
Поправки в различные законодательные акты РБ, прежде всего в закон "О противодействии экстремизму", были внесены по инициативе Комитета государственной безопасности (КГБ). За создание экстремистских организаций, их финансирование и руководство ими, за использование "коктейлей Молотова", а также за участие в боевых действиях на территории других стран вводится уголовная ответственность.
Эти деяния наказываются ограничением или лишением свободы на срок от 3 до 10 лет. К экстремистской деятельности, за которую усилена ответственность, относены противодействие работе должностных лиц и избирательных комиссий, а также изготовление, издание, хранение и распространение информационной продукции, содержащей экстремистские призывы.
По мнению аналитиков, белорусские силовые структуры теперь получили широкие полномочия для преследования политических оппонентов властей. А расширение толкования терминов "экстремизм" и "экстремистская деятельность" приведет к еще большему ущемлению гражданских свобод.
Кому нужна борьба с экстремизмом
"Наш уголовный закон не содержит ни одной нормы, предусматривающей ответственность за экстремизм", - так объяснил необходимость изменения правовой базы председатель белорусского КГБ Валерий Вакульчик, представляя законопроект 4 апреля "депутатам" "палатки".
После введения уголовной ответственности за деятельность экстремистских формирований соответствующие дополнения внесены в белорусские законы "Об общественных объединениях", "О массовых мероприятиях", "Об оружии", "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства", а также в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Однако в комментарии для DW судья Конституционного суда Беларуси в отставке, доктор юридических наук Михаил Пастухов заявил, что не видит острой необходимости в ужесточении законодательства.
"Для борьбы с проявлениями экстремизма у властей вполне хватало уже действовавших законодательных актов. Например, жесткая ответственность была предусмотрена и раньше - за хранение и применение оружия, взрывчатых средств и тех же "коктейлей Молотова", - говорит юрист. И напомнил, что существует официальный список экстремистских материалов, в который попадают книги, фотоальбомы, диски, фильмы и концерты, которые власти сочтут нужным запретить.
Уголовная статья за общественную деятельность
Кроме того, в Беларуси уже 10 лет уголовно наказуема деятельность от имени незарегистрированных организаций. Статья 193.1, предусматривающая за это ответственность, появилась в УК перед президентскими выборами 2006 года. "Она противоречит европейским стандартам и действующей конституции страны", - подчеркнул Пастухов.
По информации правозащитного центра "Вясна", по указанной статье на разные сроки заключения были осуждены 18 человек. Уголовное дело Алеся Беляцкого, руководителя лишенной в 2003 году регистрации "Весны", также начиналось с предупреждения Генпрокуратуры за деятельность от имени незарегистрированной организации.
В знак протеста против данной нормы, позволяющей судить любую группу людей, собравшихся вместе, Ассамблея неправительственных демократических объединений Беларуси в свое время разместила на своем сайте мультфильмы, героями которых были бабушки, собирающие грибы, и готовящиеся к сессии студенты.
"Преследованию в Беларуси может подвергаться любой человек, проявивший активность, которая покажется властям подозрительной", - объясняет Михаил Пастухов.
Но особо его настораживает "слишком общий характер нового толкования термина "экстремизм". Практика правоприменения в Беларуси показывает, что экстремистскими могут считаться не только призывы к насильственной смене власти, но и публикации с негативной оценкой работы чиновников и избирательных комиссий, и несанкционированные акции активистов, отмечает Пастухов.
Как режимы друг у друга учатся
"Силовые структуры получили широкие полномочия для преследования оппозиции и гражданского общества по уголовным статьям", - уверен минский политолог Юрий Чаусов.
Он считает, что в Беларуси идет подгонка законодательства под более приемлемые Западом трактовки. "Суд за действия от имени незарегистрированной организации выглядит как политическое давление, а за экстремизм - другое дело, у правозащитников не будет оснований для протестов", - заметил Чаусов.
По его словам, авторитарные режимы на постсоветском пространстве учатся друг у друга и под предлогом борьбы с экстремизмом на самом деле ведут преследование своих оппонентов. "При этом как в РФ, так и в Беларуси дела об экстремизме носят ярко выраженный политический характер", - считает политолог.
Один из последних примеров, по словам Чаусова, - решение Верховного суда аннексированного Россией Крыма, который признал меджлис крымско-татарского народа экстремистской организацией и запретил его деятельность на российской территории. А, например, в Средней Азии, продолжает Чаусов, обвинения в исламском фундаментализме используются для удушения любых движений, которые могут стать политической альтернативой властям.
Глава российского Информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский также усматривает в ужесточении законов политический подтекст.
"Законодательство меняют, чтобы противостоять объективным угрозам радикальных экстремистских групп. И чтобы его можно было использовать против явно не радикально настроенных активистов гражданского общества", - подчеркнул эксперт в интервью DW.
По мнению Верховского, "инструменты для выполнения первой задачи - противодействия радикалам - прекрасно годятся и для выполнения задачи второй - подавления гражданской активности". Таким образом, "открываются большие возможности для произвола в отношении политической оппозиции и вообще всех, кто критикует власть", указал Михаил Пастухов. А Юрий Чаусов предупредил, что "теперь в Беларуси в экстремисты может попасть любой".