Отзыв послов - белорусского из Бишкека и киргизского из Минска - можно расценивать как проявление напряженности в дипломатических отношениях двух стран.
Кроме того, эти страны в целом до сих пор нельзя назвать стратегическими партнерами.
Товарооборот между ними в 2009 году - лучшем за последнюю пятилетку - составил всего 68,9 млн долларов. Причем экспорт Беларуси в эту среднеазиатскую страну доминировал над импортом - 65,7 млн долларов против 3,2 млн долларов, пишет «Завтра твоей страны».
В Кыргызстан уходили «кризисные неликвиды»
Основными статьями экспорта в Кыргызстан были сахар, шины, тракторы, грузовые автомобили, троллейбусы, сухое молоко и сливки, лекарства, лифтовое оборудование, древесностружечные плиты.
Из Кыргызстана в Беларусь в последнее время поставлялись в основном комплектующие для автомобилей и тракторов, хлопковое волокно, продукты животноводства, фасоль, аппаратура для управления электрическим током, женский текстиль, а также свежие фрукты - абрикосы, сливы, вишня, черешня, персики. Очевидно, что ни объемы поставок, ни их ассортимент для белорусов не являются критическими в случае возможных санкций или эмбарго со стороны Кыргызстана.
С другой стороны, экономические отношения между Беларусью и Кыргызстаном в последние пять лет отличались рекордами по ежегодным темпам роста товарооборота. Еще в 2005 году объем товарооборота между странами составлял всего 10,8 млн долларов. В 2006 году этот показатель увеличился более, чем в два раза - до 21,5 млн долларов. А уже в 2008 году товарооборот составил 44,5 млн долларов.
Что не может не радовать белорусскую сторону, так это внешнеторговое сальдо. Оно всегда было в пользу Беларуси. В прошлому году весьма кстати при росте экспорта сократился импорт из Кыргызстана. Если в 2008 году его сумма составила 6,4 млн долларов, то в 2009 году - 3,2 млн долларов.
Кыргызстан в сложный 2009 год стала дополнительной площадкой сбыта продукции со складов белорусских предприятий. Если проанализировать структуру белорусского экспорта в эту страну, то его основу составили именно «кризисные неликвиды» белорусской промышленности - те же тракторы, грузовики, ДСП, сухое молоко.
Складские запасы и в настоящее время на белорусских предприятиях достаточно высокие, так что возможное закрытие пусть и небольшого рынка грозит негативными последствиями.
Сахар и тракторы в уязвимом положении
В разрезе отдельных белорусских производителей-поставщиков в наиболее уязвимом положении в случае белорусско-киргизских осложнений оказываются производители сахара и Минский тракторный завод. Под вопросом может оказаться, например, дальнейшая судьба ОсОО «Белорусская сахарная компания». Она была открыта в Бишкеке четырьмя белорусскими сахарными заводами для продвижения своей продукции на рынок Кыргызстана. В текущем году через нее планировалось продать 60 тыс. тонн белого сахара, что на 15% больше, чем в прошлом. Но захочет ли временное правительство выделять квоты Минску, приютившему Бакиева?
Возникают вопросы и еще по одному проекту белорусских предприятий в Кыргызстане. Сборочное производство тракторов на ОсОО «Автомаш-Радиатор» в 2008 году открывали два президента - Александр Лукашенко и Курманбек Бакиев. Оно рассчитано на выпуск 1 тыс. единиц техники в год. Продукция приобретается киргизскими крестьянами, как правило, за казенный счет. И опять вопрос: выделят ли деньги на белорусскую технику новые власти?
Кыргызстан - третий инвестор в Беларусь среди стран СНГ
Кстати, присутствие киргизского бизнеса в Беларуси, как ни странно, значительно более существенное, нежели белорусского - в Кыргызстане. Парадокс, но одна из беднейших стран СНГ является третьим после России и Украины инвестором в белорусскую экономику, опережая по совокупным объемам вложенных с 2002 года средств и Казахстан, и Азербайджан, и другие экономически более мощные страны СНГ.
В 2002 году Кыргызстан инвестировал в Беларусь около 1,8 млн долларов, в 2003 году общая сумма вложений составила около 825 тыс. долларов, в 2004 – около 900 тыс. долларов, в 2005 – около 400 тыс. долларов, в 2006 году – 830 тыс. долларов, в 2007 – 790 тыс. долларов. По итогам первой половины 2009 года эта сумма исчислялась 840 тыс. долларов.
Большая часть этих средств приходится на кредиты, выделяемые под закупку различных белорусских товаров. В то же время нужно отметить, что и по совокупному объему прямых инвестиций в белорусскую экономику (в 2009 году также) Кыргызстан на третьей позиции среди стран СНГ.
В 2003 году объем прямых инвестиций из Киргизии составил 436,8 тыс. долларов, в 2006-м – 352, 6 тыс. долларов, в 2007 – 355 тыс. долларов, за 9 месяцев 2008 года – 342,5 тыс. долларов. Одним из крупнейших предприятий, в котором участвует киргизский бизнес в Беларуси, является СОАО «Гомелькабель».
Для сравнения: крупнейшей прямой инвестицией белорусов в экономику Кыргызстана стало в 2006 году формирование уставного фонда «Белорусской сахарной компании». Он составил 60 тыс. долларов.
Отметим, что интерес к вложениям денег в Беларусь со стороны киргизских бизнесменов наблюдался и в период правления Аскара Акаева, и когда у власти был Курманбек Бакиев.
Бизнес-след сына Бакиева
Сейчас пресса уделяет много внимания активам сыновей бежавшего президента Кыргызстана, в первую очередь - Максима Бакиева. Одно время он достаточно активно изучал возможности работы в Беларуси, рассматривая вариант выкупа доли в одном из местных банков.
В Беларуси Максим Бакиев как бизнесмен оставил свой след в деле «Джем-банка». Напомним, в 2005 году Нацбанк обнаружил утечку средств вкладчиков со счетов «Джем-банка» (около 16,5 млн долларов) и потребовал вернуть их в страну. Сначала было приостановлено действие лицензии «Джем-банка», потом банк и вовсе лишили лицензии. В нем было введено внешнее временное управление Нацбанка. Несколько менеджеров банка были осуждены на длительные сроки, а один из акционеров, латыш Евгений Окс, объявлен в розыск через Интерпол. В цепочке по перекачиванию денег из «Джем-банка», раскрытой руководителями Нацбанка, фигурировал и киргизский «АзияУниверсалБанк», который позже опроверг свое участие в этом.
«АзияУниверсалБанк» является одним из банковских учреждений, подконтрольных Максиму Бакиеву. Как сообщали российские СМИ, Российский Центробанк в 2006 году предупреждал рынок о наличии подозрительных операций между российскими и киргизскими банками, о более чем 170 млрд российских рублей, за полгода проведенных через корреспондентские счета с участием крупнейшего киргизского банка «АзияУниверсалБанк». Это было уже после того, как Курманбек Бакиев пришел к власти в результате «революции тюльпанов».