"Штраф от 10 до 200 базовых величин — это, конечно же, пугает предпринимателей", — цитирует Еврорадио выступление в эфире канала "Беларусь 1" зампреда Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Лилии Коваль.
По декрету №7, директор несёт личную ответственность за нарушения в работе предприятия. Перечень лиц, которые могут составить протокол, достаточно широк: от милиционеров и сотрудников Госконтроля до работников Департамента по ядерной и радиационной безопасности МЧС и инспекторов по племенному делу — в зависимости от того, какое нарушение допущено. Размер штрафа, которым может закончится суд, варьируется от 230 до 4600 рублей (115 — 2300 долларов).
"Руководитель, прежде, чем подготовить и отправить в исполком форму уведомления, должен оценить, соответствует ли его дело тем требованиям, которые указаны в декрете. Ответственность предусмотрена серьёзная, но я не думаю, что она критичная, — рассуждает в программе "Главный эфир" замминистра экономики Дмитрий Матусевич. — И самое главное: в декрете не наказывается предприятие, а только руководитель".
Депутат Палаты представителей Анна Канопацкая считает уход от санкций в отношении предприятия прогрессивной мерой. По её словам, Административный кодекс в ближайшее время ждут похожие изменения: "В 14 составах правонарушений будет убрана конфискация и введена альтернативная мера — пропорциональный штраф".
По словам сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, статья о штрафе принята не в том виде, на который рассчитывали предприниматели:
"В последних [редакциях декрета], которые я видел, было написано, что штраф назначается в случае, если субъект хозяйствования не принимает должных мер по замечаниям, которые органы госуправления ему представили в процессе мониторинга или других консультаций. Только в этом случае, а не просто так, пришли и наказали. Такая формулировка нас устраивала", —комментирует Еврорадио Виктор Маргелов.
Главный вопрос теперь заключается в том, какими конкретно штрафами будут наказывать предпринимателей в каждом конкретном случае. "Конечно, порядок [на предприятии] должен быть! Если написаны правила, их нужно выполнять, — продолжает Виктор Маргелов. — Но другой вопрос — дай возможность исправить [нарушения], а не сразу штрафуй... Если практика пойдёт в другую сторону, мы стопорнёмся на этих позициях".
Также опасения бизнес-сообщества вызывает формулировка статьи об ответственности, к которой учредители, собственники и топ-менеджеры предприятия могут быть привлечены в случае его банкротства. В декрете №7 сказано, что они "несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц".
"Написано не в очень жёсткой форме, не в конкретной. Как это будет применяться, мы не знаем. Может быть, в пользу предпринимателей, а может быть, и не очень", — замечает Виктор Маргелов.