Эксперты предрекают новый виток кризиса в еврозоне в начале 2011 года. Единственная возможность его избежать – создание единого бюджетного и налогового пространства. Скоро ли страны ЕС интегрируют в единое государство?
Вялотекущий кризис в еврозоне длится уже не первый год, но в последнее время противоречия между "центром" в лице Германии, Франции, Нидерландов и "периферией" (Греция, Ирландия, Испания и Португалия) усилились.
"Я чувствую, что в первые несколько месяцев 2011 года у нас будет крупный кризис в еврозоне", - заявил бывший премьер-министр Британии Гордон Браун в четверг в интервью BBC. По его мнению, проблемы евро - это больше, чем просто проблемы долга правительств стран еврозоны. Браун считает, что европейские банки, включая британские, столкнулись с огромными объемами обязательств и имеют неравный размер капитала для поглощения убытков, что создает риск возникновения общеевропейского банковского кризиса, пишут Вести.
Бывший премьер Британии обрушился с критикой на "нынешнюю экономическую ортодоксальность", которую можно увидеть в действиях правительств Германии и Британии. "Просто сократить дефицит и надеяться на то, что инвестиции возвратятся" означает повторить провальную политику 1930-х годов времен Великой депрессии, полагает он.
"Долговой кризис в Европе - это во многом политический вопрос. Хотя отдельные страны Европы имеют действительно большие трудности с обслуживанием госдолга и дефицитом бюджета, в целом, финансовое положение в еврозоне лучше, чем в других развитых странах и в США. Проблемные страны имеют небольшую долю в общем ВВП еврозоны, а благодаря Германии показатели резко выправляются", - пояснил аналитик банка "ВТБ 24" Алексей Михеев.
По его мнению, внутри еврозоны имеется существенный дисбаланс, поскольку переход на единую валюту обеспечил Германии преимущество и создал диспропорции в торговле между странами Еврозоны.
Слабые страны не могут девальвировать свои валюты для устранения диспропорций, поэтому диспропорции накапливаются. В этом суть проблемы.
"Возможны только два пути разрешения вопроса - либо распад еврозоны, либо дальнейшее объединение. В рамках второго варианта пути, в частности, необходимо создать единое бюджетное и налоговое пространство, единый рынок труда, что поможет устранить преимущества Германия и сгладить противоречия", - считает Михеев.
По его мнению, все идет именно к дальнейшей интеграции ЕС в единое государство. Не стоит забывать о том, что в прошлом году Европейский союз получил своего президента и правительство. А 6 декабря ЕС начал переговоры о единых долговых обязательствах - облигациях Евросоюза (E-bonds).
В этом свете долговые трудности отдельных стран еврозоны выступают лишь раздражителем, поскольку мешают дальнейшим интеграционным процессам. Конечно, Германия хотела бы сохранить выгодный ей "статус-кво" с текущим положением евро и не платить за спасение близких к банкротству стран еврозоны, но это невозможно, полагает Михеев.
"Углубление диспропорций приведет к новому витку кризиса уже в ближайшем будущем, и под ударом может оказаться Испания, четвертая по величине экономика ЕС. В таких условиях Германия будет вынуждена пойти на уступки, которые приведут к дальнейшей интеграции еврозоны. Поэтому происходящий кризис - это отнюдь не кризис евро как валюты, это симптомы переходного процесса", - подчеркнул Михеев.
Курс евро к доллару упадет в случае нового витка долгового кризиса, но европейским производителям дешевый евро выгоден.
США воспользуются ситуацией, чтобы на фоне процессов в еврозоне вернуть доверие к доллару, подорванное решением ФРС начать второй раунд количественного смягчения (а на деле - монетизации дефицита бюджета). Веру в доллар пошатнула и политика дальнейшего увеличения дефицита бюджета США: американцы собираются продлить срок действия старых налоговых льгот и добавить новые.
"Кризис в еврозоне невыгоден только Китаю, для которого Европа является важным рынком сбыта. Удорожание юаня к евро невыгодно китайским производителям. Что же касается России, то какого-либо значимого воздействия нового витка кризиса на экономику России ждать не стоит", - заключил Михеев.
"Создав зону евро и отменив национальные валюты, европейцы остановились на полпути. Не создан единый долговой рынок еврооблигаций, нет согласованности в фискальной политике (плана по переходу к единому совокупному бюджету), отсутствуют органы общего планирования и контроля - все это тормозит восстановление экономики еврозоны", - считает главный аналитик ФГ "Калита-Финанс" Андрей Ганган.
"Так что пессимистичный прогноз Гордона Брауна относительно нового витка кризиса в еврозоне в 2011 году вполне обоснован. Что касается России, то проблемы в ЕС могут определенным образом сказаться и на экономике нашей страны. Хотя бы потому, что около половины российского товарооборота приходится на ЕС: проблемы еврозоны, по большому счету, - это проблемы всего Евросоюза. Спад деловой активности, а вместе с ним новый виток рецессии в Европе может ударить по нашим экспортерам - нефтегазовым, металлургическим и другим компаниям", - заключил Ганган.
К мнению Брауна в четверг невольно присоединился и известный аналитик Citigroup Том Фицпатрик. По мнению Фицпатрика, в ближайшие три-шесть недель курс евро может опуститься до отметки $1,24-1,26, причем есть вероятность падения еще ниже - до $1,21.
"Фактически, у ЕМС в долгосрочной перспективе есть два пути развития - частичный распад еврозоны или создание так называемых Соединенных Штатов Европы, структуры, очень похожей на США. Все принятые во время кризиса успешные меры были так или иначе связаны именно с движением ЕМС по второму пути", - отмечает главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин.
По его мнению, в ближайшие годы европейцам придется решать, что для них более значимо: снижение среднесрочных социально-экономических рисков для базовых стран ЕМС или противодействие долгосрочным рискам.
Эксперты единогласно отмечают, что распад еврозоне не грозит, этого не допустят влиятельные финансово-промышленные круги Европы. Мировая экономика также не выиграет от распада еврозоны, поэтому ни США, ни Китай не будут "раскачивать лодку". Курс евро будет колебаться в предсказуемом диапазоне по отношению к другим мировым валютам, однако уровень потребления в странах еврозоны неизбежно снизится.