Такой вид преступления, как угон автомобилей, наряду с квартирными кражами остается самым массовым и труднораскрываемым. Полной защиты от угона не существует, но установка дополнительных противоугонных систем, в том числе спутниковых, уменьшает его вероятность.
В прошлом году чаще всего в Беларуси угоняли ВАЗы: было похищено 507 машин этой марки. Найден сотрудниками милиции 491 автомобиль. Также в списке наиболее «популярных» среди угонщиков машин — Volkswagen (222 похищены, 204 найдены) и Audi (98 похищены, 82 найдены), пишеь Онлайнер.by со ссылкой на данные МВД Беларуси.
В список наиболее угоняемых машин также попали:
Ford — 84 (найдены 78);
Opel — 83 (82);
Mercedes — 64 (55);
«Москвич» — 55 (49);
BMW — 36 (32);
ГАЗ — 35 (34);
Peugeot — 35 (33);
Mazda — 33 (31);
Renault — 31 (30);
Nissan — 23 (20);
Fiat — 23 (21);
Toyota — 23 (14);
УАЗ — 19 (18).
Автомобили других популярных cреди белорусов марок угоняли довольно редко. Например, машин Honda было похищено 9 (6 найдено), Citroen — 14 (13), Mitsubishi — 10 (10), Seat — 7 (7), Volvo — 5 (4), Hyundai — 3 (3), Skoda — 3 (2).
По данным МВД, такие автомобили, как Porsche, Jeep Grand Cherokee и Chevrolet, в прошлом году в Беларуси вообще не угонялись.
Итоговой годовой статистики угонов по России еще нет, но есть впечатляющие общероссийские данные за три квартала 2010 года: 35 533 автомобиля против 33 128 за весь 2009 год, констатирует «КоммерсантЪ».
В целом по России третья часть угонов приходится на продукцию тольяттинского автозавода. На втором месте по угонам после АвтоВАЗа — японский автопром (Toyota, Honda, Mitsubishi, Mazda, Nissan): в Москве «японцы» составляют уже 45% угнанных автомобилей. Что может говорить о двух особенностях этой категории иномарок — популярности в народе вследствие надежности и ненадежности перед лицом угонщика.
«В 2002-2005 годах произошла качественная смена ориентации угонщиков с немецких автомобилей — Audi, Volkswagen — на японские, преимущественно Toyota и Honda,— говорит Евгений Стасюк, начальник диспетчерского центра группы компаний «Эшелон».— Последние пять лет резких скачков не наблюдается: угоняют практически весь модельный ряд Toyota и Honda.
Так, в ноябре 2007 года угоняли каждую четвертую Honda Accord. Потом она на два года пропала из списка лидеров, но сейчас, уже в новой модификации, опять вернулась в десятку.
С 2008 года наблюдалась некоторая либерализация «угонного» ассортимента: в Москве в списке весьма угоняемых машин появился почти весь модельный ряд Mitsubishi, некоторые модели Nissan, а также Ford Focus и Opel Astra.
Начиная с 2008 года, угонщики прониклись большой любовью к Mazda6. «Внутри каждого класса меняются лидеры, но общая цифра угонов по классу остается одинаковой,— говорит Игорь Хереш.— Одно время в классе небольших кроссоверов угоняли в основном Toyota RAV4. Сейчас на этом месте — Honda CR-V. А RAV4, Mitsubishi Outlander XL и Suzuki Grand Vitara вместе равны по количеству угонов CR-V. Honda Accord, Mazda6 и Volkswagen Passat сейчас в сумме дают тот же показатель, какой три года назад был только у Accord».
В 2009 году самыми угоняемыми автомобилями в Москве стали Mitsubishi Lancer, Mazda3, Honda Civic, Toyota Corolla и Toyota Camry. При этом самой популярной российской моделью у преступников стала Lada 2114 (Samara), которая заняла шестое место в общем списке. К слову, Mitsubishi Lancer за последний год стал весьма рисковой машиной. Считается, что его чаще угоняют на запчасти, поскольку у официальных дилеров они очень дорогие.
Если в Москве на первом месте по угонам «японцы», то в Санкт-Петербурге — Ford Focus.
По единодушному мнению экспертов, штатная защита у немецких машин в общем случае лучше, чем у японских. «Есть система двойного запирания дверей, чуть сложнее обмануть штатный иммобилайзер — процедура «прописывания» нового ключа к машине немного дольше, «воротком» немецкую машину, скорее всего, не откроешь,— перечисляет преимущества «немцев» директор по развитию бизнеса группы компаний «Эшелон Геолайф» Игорь Хереш.— Японскую машину без дополнительных приспособлений можно угнать за одну-полторы минуты, немецкую — за три-четыре».
«Корейцы», по оценкам специалистов, в этой иерархии стоят на одной ступеньке с «японцами», Ford же по уровню штатной защиты ближе к «немцам».
По словам Дениса Щепетьева, гендиректора компании «Цезарь Сателлит», еще одно обстоятельство, влияющее на «угоняемость», - появление специального оборудования, с помощью которого преступники преодолевают штатную защиту. Когда злоумышленники получают новое техническое устройство для взлома, транспортное средство оказывается беззащитным и автоматически переходит в разряд рисковых. Так, например, произошло с Audi Q7 в конце прошлого года. Также в 2010 году участились случаи угона моделей Lexus и Toyota с использованием спецсредств.
Каждый год компания «Эшелон-Геолайф» на основании статистики страховых компаний составляет рейтинг самых угоняемых автомобилей в Москве и области. От угона страхуют 40% иномарок (в основном в возрасте до четырех лет) и лишь 4% российских автомобилей), и этот рейтинг можно расценивать как информацию для покупателя новой машины, находится ли в группе риска выбранная модель.
При выборе жертвы угонщик заранее знает, для чего она предназначена: на запчасти, для последующей реализации в массовом секторе или под заказ. В каждой из этих ниш трудятся свои спецы. Профессионалы «шестого разряда» работают в хлопковых перчатках, откручивают винтики и складывают их в пакетики, а на кожаную обивку надевают полиэтиленовые чехлы. Так, при задержании угонщика автомобиля Lexus у него было изъято специальное оборудование стоимостью примерно 30 тыс. евро.
«Автомобили премиум-сегмента крадут под конкретные заказы — выбирают необходимый цвет и комплектацию,— рассказывает Денис Щепетьев.— Более дешевые машины — под массовый спрос с менее определенными требованиями. Чем больше возраст машины, тем более вероятно, что ее украли для продажи по запчастям. Стоимость такого автомобиля уже не столь высока, и его легализация может быть не очень выгодна».
Центры угонов - в основном мегаполисы. Здесь больше концентрация автомобилей, легче скрыться. Из относительно новых машин среднего ценового сегмента угонщики формируют партии. Сначала их собирают в так называемые отстойники, где они стоят примерно неделю. За это время на них перебивают VIN и готовят к легализации, а затем продают на рынках, преимущественно в регионах, по цене не более 50% реальной стоимости.
В последнее время стал заметен поток угнанных машин из России в Евросоюз. По наблюдению специалистов, новое направление хорошо освоили после вхождения Польши в ЕС. Автомобиль угоняют в России, везут через Беларусь в Польшу, где он становится бельгийским или швейцарским. Пока он ездит по объединенной Европе, шансы быть проверенным на «чистоту» у него невелики.
В целом страховщики скептически относятся к любым штатным системам безопасности: нет ни одной штатной системы, которую бы не взломали. Полной защиты от угона не существует, но установка дополнительных противоугонных систем, в том числе спутниковых, уменьшает его вероятность.
Поэтому машину премиум-сегмента следует оснащать самым современным набором противоугонных систем, в том числе спутниковых.
Помните - угонщик готов к тому, что у такого автомобиля есть дополнительная защита. Чаще всего у преступника есть устройство, создающее помехи на частоте 900-1800 МГц, чтобы диспетчер спутниковой компании не видел машину. Но «глушилка» не может быть включена на длительное время, как правило, у угонщика есть три-пять минут на поиск противоугонного блока. Здесь и должны сработать автономные противоугонные системы.
Конечно, машины со «спутником» тоже угоняют. Но, по статистике, на тысячу попыток угонов автомобилей со «спутником» результативными оказываются не более десяти. Сегодня более эффективной защиты не существует.