Министерство по налогам и сборам Беларуси нашло новый способ борьбы с лжепредпринимательскими структурами.
Министерством подготовлен проект указа о создании реестра неблагонадежных субъектов предпринимательской деятельности, сообщают «Белорусские новости».
Доступ к реестру планируется сделать открытым. По планам налоговиков, это оградит субъекты хозяйствования от рисков заключения сделок с лжепредпринимателями и последующих финансовых потерь.
Потенциальными лжепредпринимательскими структурами прежде всего являются субъекты хозяйствования, находящиеся в процессе ликвидации. По данным МНС, на 1 января в процессе ликвидации находились более 23 тысяч юрлиц и более 56 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Ежегодно в стране выявляется около 100 лжепредпринимательских структур. Чаще всего они регистрируются в Минске, и отношения с ними имеют практически все субъекты предпринимательства.
По словам заместителя министра по налогам и сборам Василия Каменко, деятельность таких структур наносит огромный ущерб как бюджету, так и добросовестным субъектам хозяйствования.
«С участием лжепредпринимательских структур используется более 90% всех схем уклонения от уплаты налогов. Для сравнения, в прошлом году у нас по результатам проверок порядка 14 тысяч организаций и такого же количество ИП было доначислено налогов и санкций примерно в объеме 140 млрд. рублей. По 80 фирмам, работавшим как фирмы-однодневки, оборот составил более 1 трлн. рублей», — отметил Каменко.
Ряд фирм, по его словам, умышленно заключают сделки с лжепредпринимательскими структурами. Это дает основания для МНС применять к таким структурам определенные санкции.
«Скорректируем налогооблагаемую прибыль, откажем в вычетах НДС, то есть через год-два, кто использовал эту схему, будет привлечен к ответственности и возместит то, что не уплатил своевременно», — отметил Каменко.
В тоже время многие субъекты хозяйствования не всегда знают, с кем имеют дело. Но и они привлекаются к финансовой ответственности.
«Ряд структур работают по незнанию. Им предлагают купить товар дешево, они перечисляют деньги на счет лжеструктуры, а потом имеют проблемы с налоговой. Чтобы этого не происходило, МНС предлагает создать реестр неблагонадежных субъектов предпринимательской деятельности. Субъектам хозяйствования нужно обеспечить соответствующую защиту, чтобы они в целях сохранения своей собственности знали, с какими организациями не надо работать», — констатировал замминистра.
В реестр, в частности, МНС предлагает включить коммерческие организации и предпринимательские структуры, которые не осуществляют деятельность на протяжении 12 месяцев, осуществляют деятельность без лицензии. Также в «черный список» планируется внести те субъекты хозяйствования, чьи руководители были привлечены к уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, легализацию материальных ценностей, приобретенных преступным путем.
Как подчеркивает Василий Каменко, у МНС уже есть опыт создания подобных реестров. Так, в 2002 году был создан реестр, включающий сведения о 2571 лжепредпринимательской структуре. Данными реестра помимо налоговых органов сегодня пользуются КГК, КГБ, МВД. При этом бизнес-сообщество неоднократно обращалось к МНС с просьбой сделать сведения реестра общедоступными.
Однако новую инициативу налоговиков бизнес-сообщество восприняло неоднозначно. Зампредседателя Белорусского союза предпринимателей Екатерина Чижик считает, что попадание в такой реестр добросовестных предпринимателей может поставить крест на их работе.
Ряд зарегистрированных ИП, по ее словам, часто не приступает к предпринимательской деятельности в течение года по разным объективным причинам. Между тем такие предприниматели — одни из претендентов на попадание в «черный список», что неблагоприятно скажется на последующем ведении бизнеса.
Чтобы быть исключенным из реестра, предпринимателям придется писать соответствующие обращения в адрес чиновников. А здесь, как полагает Чижик, возникает опасность для ИП столкнуться с факторами коррупции.
Председатель Союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Георгий Бадей, в свою очередь, не понимает, «как можно без решения суда относить тот или иной субъект хозяйствования к неблагонадежным. Такое решение может вынести только суд, и если он вынес — включайте себе в реестр. Действующее законодательство дает право относить субъекты хозяйствования к группе высокого риска, что дает основания проверять их чаще других. А то, что предлагает МНС, как мне кажется, это не тот механизм, который надо использовать».
Представители бизнеса считают, что первичной с точки зрения финансов проблемой как для субъектов хозяйствования, так и бюджета является дебиторская задолженность. По данным Белстат, на 1 января 2011 года дебиторская задолженность составила 49,5 трлн. рублей, что на 16,2% выше января 2010 года. Просроченная дебиторская задолженность на 1 января 2011 года составила 7,4 трлн. рублей, или 14,9% всего объема дебиторской задолженности против 17% на 1 января 2010 года.
Любое предприятие, когда прорабатывает контракты, заинтересовано в своевременных расчетах за товары и услуги, констатируют предприниматели. Вместе с тем недобросовестный бизнес, своевременно не расплачиваясь за услугу и товар, также наносит большой урон субъектам хозяйствования, как и лжепредприниматели.
Представители бизнеса предложили создать отдельный реестр должников, удерживающих финансовые средства, которые им не принадлежат. По мнению предпринимателей, такая информация будет полезна субъектам хозяйствования.