Потеря экономического инструментария напомнила о возможности перехода Беларуси на другую валюту. В частности, сложившуюся на валютном рынке Беларуси ситуацию может спасти введение российского рубля. Суверенитетом нужно уметь пользоваться, считает эксперт.
Александр Суриков, посол России в Беларуси, назвал актуальной возможность начать переговоры о введении российского рубля в качестве платежного средства в Беларуси.
"Ситуация, честно говоря, актуализировалась. Наверное, имеет смысл ее начать обсуждать", - сказал А.Суриков 27 апреля в Минске, рассказывая о возможностях перехода на российский рубль в условиях девальвации белорусского рубля, которая фактически уже состоялась.
Посол подтвердил, что Россия готова предоставить Беларуси стабилизационный кредит на 3 млрд. долларов, но указал на целевой характер этих ресурсов, предназначенных на развитие экономики и проведение структурных реформ, сообщает "Интерфакс".
"Сейчас будут стабилизационные кредиты: кредит на миллиард долларов от России и на 2 миллиарда долларов из антикризисного фонда ЕврАзЭс. Эти кредиты выдаются не на проедание, а на развитие ситуации в белорусской экономике", - сказал А.Суриков.
Сложившуюся на валютном рынке Беларуси ситуацию может спасти введение в обращение на территории страны в качестве единственного законного платежного средства какой-либо иностранной валюты, лучше всего российского рубля. Такое мнение в беседе с корреспондентом БелаПАН высказал экономист, руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.
Он подчеркнул, что белорусский рубль из трех известных функций денег с трудом выполняет полторы: "Наш рубль, по большому счету, никогда не являлся средством накопления. Он с трудом выполнял функцию указания цены, поскольку цены всех более или менее значимых сделок устанавливались и устанавливаются в долларах и евро. И белорусский рубль все больше и больше утрачивает функцию средства платежа".
В качестве примера С.Балыкин напомнил, что белорусские банки отказываются принимать рубли в уплату валютных кредитов, хотя это противоречит Налоговому и Банковскому кодексам, а также Конституции. "Все это свидетельствует о недоверии к национальной валюте", — констатировал эксперт.
В таких условиях, по его словам, наилучшим выходом стала бы замена белорусского рубля на какие-либо иные, пользующиеся доверием населения и субъектов хозяйствования, деньги. "В принципе, можно было бы проводить политику фиксированного курса белорусского рубля, привязав его к какой-либо валюте, однако есть большие сомнения по поводу способности руководства нашей страны выполнять такого рода обязательства, так как в этом случае у него возникнет большой соблазн допечатывать деньги", — считает С.Балыкин.
Он полагает, что в сложившихся условиях в качестве платежного средства разумнее всего использовать российский рубль: "Во-первых, с Россией проще всего договориться. Во-вторых, Россия — наш основной торговый партнер, и белорусским субъектам хозяйствования, как крупным, так и мелким, было бы намного проще вести дела с российскими контрагентами. Население также бы получило определенные дивиденды как в виде возможности совершать сделки в РФ без конвертации, так и в виде валюты, которая все-таки пользуется некоторым уважением".
Единственным аргументом против такого шага С.Балыкин назвал некоторое ограничение суверенитета Республики Беларусь. "Но я бы не расценивал этот аргумент как серьезный по нескольким причинам. Во-первых, абсолютного суверенитета все равно не бывает, и наша экономика зависит от российской. Во-вторых, суверенитетом нужно еще уметь пользоваться. К сожалению, в современных белорусских условиях та же денежно-кредитная политика из инструмента макроэкономического регулирования все больше превращается в средство получения политических дивидендов и достижения политических побед", — сказал эксперт.