Нацбанк Беларуси нашел нецелесообразным введение дополнительной площадки по продаже валюты. Власти воздержались от торгов, чтобы сохранить лицо, считает эксперт, ведь рыночный курс ушел дальше, чем ожидали. Необходима пауза, чтобы сформировать более-менее приличное предложение валюты.
Бездеятельность властей по решению проблемы валютного дефицита грозит негативными социальными последствиями.
Эксперты констатируют, что нарастание валютного голода, невозможность осуществлять импорт и расчеты за него уже сейчас повлияли на рост скрытой безработицы в экономике. А это чревато не только устойчивым дефицитом импортных продуктов питания, но и падением доходов населения, а значит покупательской способности и способности погашать банковские кредиты.
Напомним, что накануне Нацбанк Беларуси отменил проведение дополнительных торгов на бирже, на которой планировалось выявить рыночную стоимость белорусского рубля. В Нацбанке рассказали, что принимаются другие меры по стабилизации ситуации на валютном рынке страны (см. БДГ от 26 апреля).
Нацбанк избрал тактику бездействия, не дав добро на открытие дополнительных торгов. Аналитики убеждены, что власти просто испугались вероятного эффекта, а именно того, что альтернативные торги выявят неприглядно низкий курс белорусского рубля, пишут Белорусские новости.
«Одно дело говорить о курсе доллара на межбанке, называя его спекулятивным, и совсем другое дело увидеть, что именно такой курс сложился на официальной, пусть и альтернативной площадке. А скачок был бы значительным. Но ведь анонсируя введение дополнительных торгов, власти заявляли о сближении курсов в краткосрочной перспективе. Когда стало ясно, что в сложившейся ситуации курсы, наоборот, расходятся и их сближение невозможно в короткий срок, власти дали задний ход»,— отмечает аналитик Сергей Чалый.
Председатель совета директоров группы компаний «Регистр» Андрей Карпунин разделяет это мнение: «Власти продемонстрировали свое нежелание показать реальное превышение спроса над предложением и невозможность опустить межбанковский курс до той планки, которую они готовы были пережить. То есть, это реальная недееспособность и нежелание рисковать своим креслом. Отсюда вместо каких-то действий мы наблюдаем стремление отсидеться и отмолчаться. В нормальной стране чиновники, которые планируют одно, а потом через неделю отказываются от планов, должны добровольно уходить в отставку».
Экономический обозреватель Кирилл Коктыш также считает, что решение Нацбанка не проводить альтернативную сессию может означать лишь то, что у белорусских властей нет уверенности в возможном урегулировании вопроса благоприятным для них образом, пишет Завтра твоей страны.
«Власти понимают, что это принесет не желаемый для них результат, - считает эксперт. - Сегодня нет уверенности в крепости белорусской валюты. Проблема по большому счету осталась нерешенной».
Иными словами сегодня курс уже настолько далеко ушел от декларированного, что белорусскому руководству вряд ли удалось бы сохранить лицо, показав рыночную стоимость рубля. Вот почему, по мнению руководителя аналитического центра «Стратегия» Леонида Заико, воздержаться от торгов для власти было бы самым правильным.
«Деловая среда, внутренний и внешний бизнес, банки, которые работают с Беларусью и вне ее, уже подошли к определенной величине курса, которая используется в расчетах при поставках импортных товаров, — отмечает экономист. — Этот курс 1 доллар – 6 тысяч белорусских рублей. Начинать торговать на альтернативной сессии и выйти на курс пускай не 6, а 5 тысяч рублей означало бы практически неминуемую отставку правительства. Это был бы разлом рыночной и финансовой ситуации. Курс слишком далеко уходил бы от официально декларированного».
По мнению Леонида Заико, нынешняя пауза необходима, чтобы сформировать более-менее приличное предложение валюты.
«Предложение валюты сформировать можно только за счет того, что те или иные субъекты, имеющие доходы от экспорта, выйдут с большими пакетами. А сейчас все хотят придержать валюту. Пока нет российского кредита, ориентация идет на то, что все играют на повышение курса доллара», - отмечает эксперт.
По данным источников, на межбанке сегодня совершается мизерное число сделок по покупке/продаже валюты. Это означает, что валютный голод еще больше обострился.
По мнению Сергея Чалого, власти попробуют накормить страждущих дополнительной валютой, найденной на счетах у экспортеров: «Еще до объявления о возможном открытии дополнительной торговой сессии на бирже было ощущение, что приближается валютная разверстка. И сейчас есть все основания думать, что власти к этому вернутся. Либо увеличат для экспортеров норматив обязательной продажи валютной выручки, либо вообще пойдут на административное изъятие выручки и ее последующее распределение среди особо нуждающихся».
Андрей Карпунин считает, что в нынешней ситуации экономические власти должны предпринимать хоть какие-то действия: «Два месяца в стране валютный голод и вакханалия. За это время можно было бы хоть какую-то программу мер составить и начать реализовывать».
По словам эксперта, еще месяц назад курс на уровне 3800-3900 за доллар мог бы привести к установлению стабильности на валютном рынке. Между тем уже к концу этой недели адекватным ответом рынка будет возврат к курсу 5200-5600 за доллар. Это означает, что проявившийся пару недель назад дефицит импортных товаров продовольственной и непродовольственной групп будет только нарастать.
«Превышение планки в 5 тысяч рублей за доллар делает импорт невыгодным. Потребители не будут приобретать продукты питания по ценам, которые сформируются исходя из этого курса»,— заявляет один из крупных белорусских импортеров продуктов питания.
Собеседник Белорусских новостей отмечает, что среди импортных продуктов питания, которые активно ввозятся и потребляются белорусами, решен вопрос лишь с поставками подсолнечного масла. Он прогнозирует скорый дефицит риса, полный цикл поставки которого составляет 90 дней, а также устойчивый дефицит на товары бытовой химии, ассортиментный дефицит макаронных изделий.
Такая ситуация с импортом, наверняка, обрадует власти, которые на протяжении последних лет так и эдак противостояли ввозу на внутренний рынок товаров из-за рубежа.
В своих прогнозах относительно дальнейшей судьбы национальной валюты эксперты довольно пессимистичны и не берутся даже предсказывать, сколько еще продержится нынешний курс и каким он, в конечном счете, окажется, констатирует Завтра твоей страны.
«Думаю, у импортеров осталось на складах продукции где-то на месяц. Вот когда она закончится, тогда все и остановится, — отмечает Сергей Чалый. — Что касается повышения курса, то его не повышать, а отпускать надо».
Административные меры, по мнению эксперта, ни к чему хорошему не приведут. Единственный вариант: позволить рынку самому определить, где будет тот курс, на котором свободно пойдут сделки между теми, у кого валюта есть, и теми, кто хочет ее приобрести.
«Сейчас нам надо нащупать этот уровень. Пока же власти застыли в параличе, экономика стоит», - констатирует Сергей Чалый.
Как отмечают эксперты, сейчас в формировании курса "нет предела совершенству".
«Никто ж не обещал, что где-то есть дно, от которого можно оттолкнуться, и выплыть наверх», - отмечает Кирилл Коктыш.
«Нужны строгие жесткие меры по объявлению в стране режима жесточайшей экономии», - считает Леонид Заико.