10 мая продолжается суд над экс-кандидатом в президенты Беларуси Владимиром Некляевым. В минувшую пятницу процесс был прерван из-за проблем со здоровьем у подсудимого Александра Федуты. 10 мая А.Федута чувствует себя удовлетворительно.
Сегодня на заседании В.Некляев заявил, что не получал из Генпрокуратуры официального предупреждения о недопустимости проведения массовых мероприятий на Октябрьской площади в день выборов.
"Мне позвонил некий человек, который представился замгенпрокурора, и сказал, что митинг на Октябрьской площади проводить нельзя", - заявил В.Некляев в суде Фрунзенского района, где во вторник возобновились слушания по делу.
В.Некляев отметил, что принял это сообщение к сведению, однако не знает, был это генпрокурор или не был. "Во время избирательной кампании мне много кто звонил и много что говорил", - заметил он.
Обвиняемый добавил, что видел в материалах уголовного дела расшифрованную запись этой телефонной беседы. "Там написано, что наш разговор внимательно слушали целых четыре человека, как меня предупреждали. Но разговор не показался мне обстоятельным и серьезным", - сказал В.Некляев.
В.Некляев подчеркнул, что массовая акция, так называемая "Площадь", рассматривалась в его избирательном штабе и штабах других кандидатов "только как один из вариантов развития событий, в том случае, если мы будем видеть, что выборы прошли с нарушениями".
По его словам, на митинге планировалось только принять резолюцию, которую следовало передать либо действующему президенту А.Лукашенко, "который на момент митинга был всего лишь таким же кандидатом, как и я", или премьер-министру, а также другому уполномоченному представителю власти.
"Мы могли принять эту резолюцию, и на этом все мирно бы и закончилось", - добавил В.Некляев.
Некляев заявляет, что получил черепно-мозговую травму в день выборов, 19 декабря, в результате действий сотрудников ГАИ, которые пытались воспрепятствовать его движению от избирательного штаба на Октябрьскую площадь.
Отвечая на вопросы прокурора в ходе судебного заседания, В.Некляев сообщил, что сотрудники ГАИ около 19 часов вечера в день выборов остановили колонну его избирательного штаба и потребовали досмотреть микроавтобус, где находилась звукоусилительная аппаратура.
Эту аппаратуру предполагалось доставить на площадь. По словам В.Некляева, его начали избивать "еще до того, как я смог предъявить сотрудникам ГАИ свое удостоверение кандидата в президенты".
"Врачи меняли свой диагноз четыре раза, в зависимости от того, что требуют спецслужбы. Вначале у меня была черепно-мозговая травма средней степени тяжести, а потом она изменилась на сотрясение мозга. Я находился в реанимации, и должен был там лежать неподвижно 12-14 часов", - сказал обвиняемый.
Он добавил, что грубому отношению со стороны сотрудников правоохранительных органов подверглась и его супруга. В.Некляев также предположил, что сотрудники ГАИ хотели не столько задержать аппаратуру, сколько найти повод для задержания его самого.
"Это нонсенс для цивилизованной страны - чтобы в день выборов, в 19 часов, когда голосование еще не завершено, кандидата в президенты избили сотрудники ГАИ. Вот что должно рассматриваться в этом суде, и я этого буду добиваться", - сказал обвиняемый.
Некляев просит суд Фрунзенского района, где рассматривается его уголовное дело, включить в материалы дела жалобу, поданную избирательным штабом В.Некляева в Центризбирком о нарушениях в ходе выборов.
Как передает корреспондент агентства "Интерфакс-Запад", В.Некляев указал, что его "действия 19 декабря были мотивированы тем, что президентские выборы прошли с нарушениями".
В данной связи он представил ходатайство о приобщении к материалам дела жалобы, поданной в ЦИК, где подробно изложены все факты зафиксированных нарушений.
В.Некляев также ходатайствует о включении в материалы дела его пояснений, данных по этому вопросу в суде 6 мая.