В ней столкнутся семь важных сил.
В истории Московии успешные войны цементировали режим, а неудачные приводили к краху «старого порядка». За этим крахом чаще всего следовала русская смута, типичное для национальной истории явление.
После Крымской войны начались великие реформы и потрясения. Русско-японская война сформировала условия для революции 1905-1907 года. Первая мировая война похоронила Московитскую империю. Афганская - ускорила крах СССР.
Московия проигрывает войну против Украины и гибридное противостояние с Западом. В этой ситуации новая русская смута становится практически неизбежной.
Вопрос только в том, какая она будет и чем закончится. Я попробовал смоделировать несколько возможных сценариев такой смуты, но в начале расскажу об основных ее потенциальных действующих лицах.
В этой смуте столкнутся:
Новые опричники - радикальная часть партии войны, две частные армии – Пригожина и Кадырова, наиболее отмороженные силовики и пропагандисты. Им нужна тотальная война и массовый террор, в этой ситуации они смогут устроить новый «черный передел» собственности и финансовых потоков от традиционной бюрократии и олигархата в свою пользу.
«Земские бояре», то есть традиционная бюрократия и высшие силовики, которые мечтают только об одном, чтобы все вернулось к тому, как было до 24 февраля, чтобы можно было опять спокойно воровать и жуировать жизнь. Это большая часть бюрократии, верхушка армии и спецслужб, большинство губернаторов, министров и т.д.
Квазилиберальная часть правящей верхушки, типа Собянина, Грефа, Кудрина, а также практически все олигархи. Они не просто готовы «сдать назад», они, по всей видимости, мечтают о возвращении к прежней жизни, «в цивилизованный мир» на любых условиях.
Армия мобиков, которая, вероятно, будет быстро разлагаться и в какой-то момент станет неуправляемой. Ее может использовать в своих целях каждая из трех первых групп.
Народ, который сейчас безмолвствует, но в случае начала смуты, когда почувствует слабость расколотой власти, активно включится в политические разборки, как это было не раз в московитской истории.
Несистемная радикальная оппозиция и эмиграция. Она слишком слаба, чтобы сыграть хоть какую-то роль в начале кризиса, но по мере развития смуты и связанной с этим радикализации общества, для нынешних оппозиционеров может открыться окно возможностей.
Путин, власть которого будет слабеть по мере военных неудач. Традиционная бюрократия не сможет, да и не захочет решать задачи мобилизации общества и экономики на тотальную войну. А для диктатора поражение - смерти подобно. Поэтому он будет вынужден опираться на «опричников», которые становятся все наглее. В результате его уберут в любом случае: или достаточно скоро «земские», или позже «опричники», когда с его же помощью постепенно станут доминирующей силой в гопсударстве. А потом им понадобится более молодой, энергичный и харизматичный фюрер.
Игорь Эйдман, «Фейсбук»