В беларусских кинотеатрах происходит «настоящий трэш».
В прошлом году в кинотеатрах Беларуси побывали 2 млн 900 тысяч зрителей. Это на 21% меньше, чем в 2021 году. Тогда на сеансах насчитали 3 млн 656 тысяч посетителей. Что сейчас показывают на больших экранах и почему беларусы стали реже ходить в кино, говорится в статье «Белсата».
Проблемы у кинотеатров начались в 2020 году, когда сеансы посетили 2 млн 747 тысяч человек. Почти в 3,5 раза меньше, чем в 2019-м! Это был ковидный год, и многие кинотеатры приостанавливали работу. Только в Беларуси, где, как известно, коронавируса не было, залы закрывали не по причине локдауна, а из-за «экономической нецелесообразности»: никто не ходил. Голливудские студии перенесли премьеры, и нечего было показывать. К тому же нельзя исключать, что многие беларусы перешли в режим самосохранения и по собственной инициативе самоизолировались, как могли, раз гопсударство это никак не волновало. В конце года, когда разразилась мирная революция, вероятно, многим было не до кино.
В 2021 году кинопрокат немного ожил: зрителей стало больше почти на миллион, цифра подросла до 3 млн 656 тысяч. В прошлом году – снова падение, Белстат насчитал 2 млн 900 тысяч посетителей, примерно столько, сколько и в кризисный 2020-й.
Сейчас кинотеатры страдают из-за войны в Украине и плотной привязки к Московии: в Беларуси показывали то, что покупали и дублировали либо субтитрировали в соседней стране, а крупные голливудские студии отказались от сотрудничества с Московией. Принцип домино в действии.
Ответом на это стало банальное пиратство. В Московии начали бесстыдно показывать ленты, скачанные с торрентов. Некоторые фильмы, как утверждают дистрибьюторы, прокатывают легально. Например, одну из последних мировых премьеров, «Джон Уик 4», в Московии распространяет компания «Атмосфера кино». Там заявили, что прокат официальный, но не уточнили, каким образом удалось договориться с правообладателем, студией Lionsgate.
В Беларуси официально разрешили пиратство – и вот, пожалуйста: в сегодняшнем репертуаре кинотеатров, например, есть фильм «Убийство в Париже» американской компании Netflix. Она почти все свои картины показывает в собственном онлайн-кинотеатре. Считанные их ленты демонстрировали на большом экране, и то только в США. Настоящий эксклюзив: даже в московитских кинотеатрах такого нет.
Репертуар наполняют хоть чем-нибудь. Сейчас в беларусском прокате, например, – китайский фильм «Блуждающая Земля 2», китайско-иранский мультфильм «Звероленд», ленты о войне: «Подрыв» от « Беларусьфильма» и московитский «Праведник».
Так выглядит пятерка самых популярных фильмов в минском прокате на неделе с 10 по 16 апреля:
«Джон Уик 4» (США, Германия);
«Братья Супер Марио в кино» (США, Япония);
«Подземелье и драконы: Гордость среди воров» (США, Канада, Великобритания);
«Мое чудесное несчастье» (США);
«Убийство в Париже» (США).
То ли из-за нехватки фильмов, то ли из-за невиданной любви к хоккею в кинотеатрах Гродно и Жлобина начали показывать игры финальной серии чемпионата Беларуси. За победу в турнире борются «Неман» и «Металлург» из этих городов. Шумные спортивные болельщики в кинозале –явление непривычное для наших широт.
«Ничего интересного там нет»
Смотреть в кинотеатрах в Беларуси нечего, уверен кинокритик Тарас Тарналицкий. В разговоре с «Белсатом» он перечислил недостатки отечественного проката:
«Есть ощутимый недостаток контента. Тот контент, что есть, повторяется, либо он не очень разрекламирован, какие-то не очень знакомые зрителю фильмы из Европы или США. Или пиратский американский контент».
Тарналицкий замечает: все надежды беларусского проката – на московитский прокат и московитскую киноиндустрию, потому что «Московия у нас – почти единственный союзник в культурной, развлекательной сфере», а Беларусь – ее культурная колония.
«Многие люди сейчас не ходят в кинотеатры, потому что контента не очень много, тот, что есть, – пиратский, необязательно хорошего качества. Большинство смотрят фильмы дома. «Пиратки» высокого качества быстро попадают в сеть, то есть необязательно идти в кинотеатр на пиратский фильм, если есть возможность посмотреть на пиратском сайте и не платить гопсударству за это», – объясняет эксперт.
«Выстроена пиратская тропа»
Копии фильмов попадают в Беларусь разными путями, считает собеседник «Белсата». Например, из Казахстана и Грузии, где с легальным прокатом проблем нет.
«Озвучка уже есть русскоязычная, так как там тоже существуют показы на русском языке. Эти копии пересылают в Московию, а оттуда – в Беларусь. Мне знакомый киномеханик рассказывал, что нет никакой проблемы сделать в кинотеатре цифровую копию фильма и потом ее прислать», – говорит Тарас Тарналицкий.
Также беларусский кинопрокат может напрямую покупать в Московии ворованные фильмы, которые озвучивают там такие же «законопослушные» дельцы.
«Настоящий трэш»
Зависимость беларусского кинопроката от Московии как началась в 90-е, так и привела к тому, что имеем сейчас. Мировые дистрибьюторы всегда рассматривали нашу страну частью глобального московитского рынка, частью русскоязычного СНГ. Хотя Украина, например, со временем отстегнулась от этого поезда, и ее прокат существует автономно от Москвы. А в Беларуси никто ничего не делал: удобно – ну и хорошо.
В будущем придется перестраивать сотрудничество с мейджорами и восстанавливать культурную самостоятельность, отметил Тарналицкий:
«Чтобы нас рассматривали как самостоятельный, хотя и небольшой, рынок, где бы мы могли получать права на контент, переводить его не только на русский язык, но и на беларусский. Никто этого требовал и никто этого не делал, кроме компании А1, которая организовывала такой проект, с помощью студии «Киноконг» переводила зарубежный контент на беларусский. Это странно, когда в Беларуси нет в прокате фильмов на беларусском языке. Это настоящий трэш».