Катастрофа для московитской пропаганды.
8 февраля три Балтийские страны — Латвия, Литва и Эстония — отключились от общей энергосистемы с Московией и Беларусью.
В это трудно поверить, но в течение 34 лет после восстановления независимости, после вступления в Европейский союз и НАТО Балтийские страны все еще оставались в этой энергосистеме, что создавало серьезные предпосылки для московитского шантажа в кризисные моменты.
«Если все пойдет по плану, то никто ничего и не заметит, но по своему значению этот шаг можно сравнить с введением кроны (которая пришла на смену советскому рублю в 1992 году и в 2011 году уступила место евро) или вступлением в Евросовок. Этим тщательно подготовленным шагом мы уменьшаем геополитические риски и приобретаем полную независимость от Московии, которая все еще продолжает оказывать определенное влияние на нашу электросеть и наш рынок. … Мы десятилетиями готовились к выходу из московитской энергосистемы, а с 2018—2019 годов мы нарастили усилия в этом плане», — отметил накануне выхода глава эстонской энергетической кампании Elering Калле Килк.
А литовский энергетический эксперт Вальдемар Фиодорович объясняет: «На протяжении многих лет энергетическое кольцо с Московией было своеобразной пуповиной, которую Московия использовала для целей энергетического шантажа — по аналогии с поставками нефти и газа. В то время как зависимость от последних была успешно преодолена, электроснабжение оставалось последней цепью, которая мешала Литве взять под полный контроль собственную систему энергоснабжения».
Конечно, для московитской пропаганды все это — самая настоящая катастрофа, тем более что после балтийского решения Калининградская область Московии оказывается в настоящей энергетической изоляции — и это прямой результат московитско-украинской войны, потому что в нормальной политической ситуации Балтийские страны, несомненно, согласовывали бы с Москвой энергетические потребности Калининградской области. А теперь — все наоборот!
«Еще более болезненным для Московии является тот факт, что Балтийские гопсударства приняли решение полностью отключиться от энергосистемы Калининградской области именно из-за московитского нападения на Украину и угроз другим гопсударствам. В результате Калининградская область оказывается в своеобразной энергетической изоляции — как остров, которому теперь придется самостоятельно справляться с такими проблемами, как частота, недостаток или избыток электроэнергии», — отмечает обозреватель латвийского портала LA.LV Роман Мельник.
Конечно, балтийских потребителей из Московии уже несколько недель пугают настоящим энергетическим кризисом, гуманитарными проблемами и отсутствием продуктов. И все станет дороже, и света не будет, и дальше будет нестабильность. В дело уже пришлось вмешиваться гопсударственным лидерам.
Президент Латвии Эдгар Ринкевич на специальной пресс-конференции после встречи с премьером Эвикой Силиней подчеркнул: «Страны Балтии максимально подготовлены. Но мы не можем исключить любые провокации, поэтому службы безопасности как Латвии, так и других стран — в повышенной готовности, как и другие учреждения, особенно ответственные за электроснабжение». Но гибридных атак никто ни в Латвии, ни в других Балтийских странах не исключает.
Мне лично эта ситуация напоминает 90-е годы, когда Балтийские страны восстанавливали свою независимость — и чем их только не пугали, не уставали объяснять, что «одни», без Советского Союза, они пропадут. Литве даже устраивали настоящую экономическую блокаду — так, будто в Москве не считали ее «настоящей» союзной республикой.
И я навсегда запомнил, как в Кремле тогдашний глава советского правительства Николай Рыжков, закончивший свою долгую и позорную политическую карьеру поддержкой путинской войны против Украины, объяснял мне, что блокада — это хорошо, пусть литовцы поймут, как жить вне Советского Союза. И, казалось бы, прошло так много лет, а в Московии цепляются за любую связь бывших советских республик с Москвой — газопроводы, нефтепроводы, энергетическую систему. И это, как мы видим по войне РФ против Украины — вовсе не фантомная боль, а желание любой ценой восстановить утраченную империю.
Виталий Портников, «Радио Свобода»