Загнать в организацию полмиллиона молодежи не из разряда фантастики, Александр Григорьевич!
В Беларуси по указке сверху загонят и миллион. Загонят, как стадо, а потом удержат контролем, рекомендациями по планированию работы и жестким спросом с руководителей и педагогов. Хотите, я расскажу, как это происходит.
1999 год. В планах работы кафедр и факультетов вузов, в индивидуальных планах работы преподавателей еще не было раздела по идеологии. В тот год весной в Барановичский государственный высший педагогический колледж (с 2004 года Барановичский государственный университет) пришла депеша с указанием срочно отправить делегатов на городскую конференцию БРСМ. В колледже такой структуры на тот момент н-е б-ы-л-о. Да и потребность в ней, честно сказать, ни у администрации, ни у педагогов, ни у самих студентов не возникала. Воспитательный процесс от отсутствия этой абревиатуры не страдал. Продуктивно работали научное общество студентов, волонтеры, выпускались студенческая газета, сборники статей и альманахи, функционировал студенческий театр моды, проводились соревнования и турслеты, кружки и секции были открыты с учетом интересов и увлечений самих студентов. В колледже сложилась система работы, в центре которой была индивидуальность!
На конференцию было решено послать интеллектуалов с опытом общественной и научной работы. Возглавил делегацию Дмитрий Г., зам. руководителя НОС. Он и сделал заявление в зале городского Дома культуры в ответ на предложение выдвинуть его кандидатуру на областную конференцию БРСМ: «Беру самоотвод. Взгляды организации я не разделяю». Организаторы были в шоке. «Масла в огонь» подлила студентка колледжа, в перерыве между заседаниями сделавшая аналогичное заявление для прессы.
Следующие дни стали «темными» для проректора по воспитательной работе и ректора, которых пригласили в горисполком и в ультимативной манере дали понять: такие номера больше не пройдут. По указке взрослых, сидящих наверху, в спешном порядке в группах БГВПК стали создаваться ячейки, а в колледже – организация. «Зачем?», - этот вопрос в те дни звучал из уст и рядовых педагогов, и студентов, и администрации. «BACK TO THE USSR», - обозначили произошедшее историки. Хотя, честно говоря, тогда еще теплилась надежда, что пройдет время и об идеологическом монстре – БРСМе все просто забудут.
Не забыли. А альтернативные молодежные организации задушили в зародыше. Когда весной 2004 года студенты одного из техникумов города всей группой дружно вышли из состава БРСМ и стали членами организации «Зубры», разразился очередной большой скандал. Быстро нашли виноватых взрослых, наказали их в назидание другим, высекли «глупую» молодежь. А «Зубрам» приказали долго жить.
Так в Барановичах «ногами» вперед выносилась свобода. А мы еще удивляемся, откуда у белорусов страх? Почему они политически пассивны? Да, они бесправны! Живут под гнетом указа, приказа и наказа. Им не позволено даже малое – шутка в адрес высокосидящих.
Осенью 2004 года студенческая команда КВН только открывшегося Барановичского государственного университета заняла первое место среди вузов страны. От радости распирало. Но не долго. Как оказалось, на мероприятии (оно проходило в Минске) присутсвовали «смотрящие» из КГБ. Пустяковая шутка-заготовка в адрес Президента была услышана. Последовали репрессии. Людей, ответственных за подготовку команды, поснимали с должностей, родителей одного из студентов-КВНщиков пригласили на «собеседование» в органы. Молодой человек был вынужден уехать из страны. Я помню атмосферу подавленности на поточной лекции по психологии в один из тех дней. Сто первокурсников, молча, вопрошали: «За что наказали?».
Проходят годы. БРСМ не стал популярным. Он не стал для молодежи своим. В союз, как вступали, так и вступают в большинстве случаев по совету взрослых, под давлением и принуждением. Узколичностные и прагматические мотивы преобладают. «Пригодится во время вступительной компании», - увещевают старшеклассников педагоги. Потому и нет ничего удивительного в том, что накануне 19 декабря 2010 года студенты заявляли своим комсомольским вожакам о выходе из БРСМ. Нет ничего удивительного и в том, что первыми словами одного из участников только что прошедшего съезда БРСМ, были: «Как мне это всё НАДОЕЛО!».
Есть разного рода зависимости: табачная, алкогольная, наркотическая… Есть зависимость от кресла, должности и от идеологического прошлого. Каждый наркоман вовлекает в наркопотребление около 10 человек. Каждый правитель, хронически зависимый от власти и идеологического прошлого, втягивает в создаваемые по его указанию «структуры-сети» тысячи человек, подавляя и закабаляя их. Так спокойнее править.
Людмила Мирзаянова, специально для charter97.org
Южно-Сахалинск – Минск