Руководители республики возвращаются к директивному планированию.
Вчера Александр Лукашенко распорядился к концу года вернуть зарплаты белорусов на докризисный уровень. Днем раннее Нацбанк объявил о снижении ставки рефинансирования. Эксперты считают эти шаги популистскими и несвоевременными и предупреждают о грядущих проблемах, пишет «Независимая газета».
«Конечно, нам надо выходить на докризисный уровень, и в этом сомнений нет абсолютно. Мы выйдем на докризисный уровень доходов населения», – заявил вчера Александр Лукашенко в ходе совещания с правительством по итогам экономического развития в прошлом году. Напомним, что накануне президентских выборов 2010 года административными методами средняя зарплата белорусов была дотянута до 500 долл. Последовавшая за этим трехкратная девальвация сделала белорусов беднее примерно за 200 долл. Инфляция, превысившая 100%, снизила уровень покупательской способности. Подорожавшие кредитные ресурсы стали тормозом для развития предприятий и снизили покупательскую активность населения. Тем не менее уже тогда экономисты считали произошедшее закономерным – госпрограммы финансировались за счет эмиссионных источников. Из них же выплачивались и повышенные зарплаты.
В конце года чиновники признавались, что снизившаяся зарплата наконец-то стала соответствовать производительности труда. Предложения правительства, обновленного после президентских выборов, разработанные на фоне кризиса, содержали реформаторские идеи об отходе от директивной экономики. Новые члены правительства из числа рыночников предлагали заменить цель – валовое производство любой ценой на повышение эффективности. По сделанным тогда расчетам, собственных не эмиссионных средств должно хватить лишь на пару процентов прироста. Погоня за валом закончится новым витком инфляции и очередной девальвацией, предупреждало осмелевшее правительство. Однако Лукашенко разгромил все реформаторские идеи, поставил цель – прирасти в объемах ВВП не менее 5,5%. Как признался журналистам в среду в ходе пресс-конференции замминистра экономики Александр Ярошенко, «сейчас у нас сценарное развитие экономики уже не рассматривается. Мы работаем в рамках тех нормативно-правовых актов, которые приняты». На выполнение доведенных прогнозов ориентировал руководителей министерств и предприятий и глава правительства Михаил Мясникович в ходе заседания правительства во вторник.
Нельзя сказать, что планы, установленные Лукашенко, взяты с потолка. Как стало известно в начале года, Россия в этом году оказала существенную финансовую поддержку дружественной Беларуси: газ поступает в страну по 164 долл. за 1 тыс. куб. м при мировой цене около 400 долл. По оценкам экспертов, размер газовой дотации составляет 2 млрд. долл. Как недавно признался журналистам председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Жилин, нефть Беларусь также получает на льготных условиях – на 400 долл. ниже мировых цен. С созданием Таможенного союза прекратились торговые войны, и белорусское продовольствие беспрепятственно поступает на российский рынок.
Однако эксперты, в том числе государственные, предупреждают, что некоторое улучшение ситуации не повод для самоуспокоения. «Некоторая стабилизация, и у отдельных хозяйственников и чиновников возникают настроения эйфории и успокоенности», – делился наблюдениями заместитель председателя Нацбанка Николай Лузгин. В то же время, по его мнению, в экономике «ситуация остается довольно сложной» и должна сохраняться жесткая кредитно-денежная политика. В свою очередь, это значит, что гонка за заработной платой без повышения производительности труда, снижение стоимости кредитных ресурсов, эмиссионное финансирование госпрограмм должны быть исключены.
Тем не менее в минувшую среду было обнародовано решение Национального банка о снижении ставки рефинансирования на 2 процентных пункта – до 43% годовых. Этот шаг, как и зарплатные планы, эксперты также считают популистским и несвоевременным. «Лучше бы правительство поставило задачу стабилизировать цены, получить инфляцию не более 3–5%, а не 19–22%, как это запланировано. Тогда процентные ставки были бы не 43%, а 8% для экономики, и кредиты могли бы быть выданы для технологического перевооружения крупной промышленности. Тогда можно повысить зарплату, сократив численность занятых и увеличив производительность», – комментирует планы правительства экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич. «Такая практика возвращает страну в 2010 год, когда утвержденные показатели любой ценой выполнялись», – сокрушается финансовый аналитик Александр Муха.
Судя по всему, нынешнее ослабление силы объятий братской России, которое местные политологи считают временным, власти Беларуси не намерены использовать для реформирования экономики. В долгосрочной перспективе это грозит не только серьезными экономическими проблемами, но и содержит политические риски потери независимости.