Выставка фотографий "100 х Франция - Французская фотография от истоков до наших дней" 5-25 марта пройдет в Национальном историческом музее Беларуси, сообщили БЕЛТА во французской дипломатической миссии.
Экспозиция проводится в рамках Дней франкофонии в Беларуси. Из Минска она переместится в Гомель, где зрители с 27 марта по 29 апреля смогут познакомиться с французскими фото в Гомельском дворцово-парковом ансамбле.
В дипмиссии отметили, что эта экспозиция является ретроспективой французской фотографии от истоков до наших дней. Она описывает эволюцию фотографического искусства через работы как известных, так и анонимных художников. Организаторы выставки представляют 100 фотографий разных авторов.
Фотографии отобраны из тысячи снимков трех крупнейших мировых собраний - Национальной библиотеки Франции, Музея д'Орсе и Центра Помпиду в Париже. Министерство культуры, парижская Высшая национальная школа изобразительных искусств, Фонд Жак-Анри Лартига, Фонд Брассая, частные коллекционеры, фотографы поддержали этот проект. Каждая фотография сопровождается текстом о снимке и его авторе, о Франции и французах, о Париже.
Выбор только одной работы каждого фотографа позволил представить наряду с признанными талантами, среди которых Нисефор Ньепс, Луи-Адольф Эмбер де Молар, Гюстав Ле Грей, Шарль Нэгр, Эжен Кювелье, братья Биссон, Феликс Надар, Эжен Атже, менее известных и редко выставляемых фотографов - Эдуара Бальдю, Шарля Марвиля, Огюста Коллара. Также представлены фото анонимных авторов или знаменитых любителей - Жак-Анри Лартига и графа Робера де Монтескью. Выставка обещает много творческих откровений для зрителя.
История фотографии была бы неполной без представления о развитии фотографических техник. По мере развития технических возможностей фотографии превращались в товар, к примеру, благодаря таким талантливым фотографам, как Феликс Надар и Майер Пирсон. При Наполеоне III (1852-1870) фото служит инструментом имперской пропаганды, а всю дальнейшую историю выступает свидетелем урбанистических, политических и социальных перемен во французском обществе.
Фотография всегда существовала где-то между искусством и наукой. В 1839 году министр и ученый Франсуа Араго пророчит фотографии научные достижения. Замечательные французские фотографы Шарль Нэгр и Гюстав Ле Грей были живописцами. А знаменитые художники Эжен Делакруа и Эдгар Дега использовали фотографию, составляя коллекции иконографических поз.
В начале ХХ века фотографы-пиктореалисты, среди них Констан Пюйо, пытаются получить фактуру, близкую к живописной, посредством оригинальной композиции и новых способов печати. После ужасов войны 1914-1918 годов сюрреалисты начинают проводить технические эксперименты. У Ман Рэя, Доры Маар и Рауля Юбака фотография уже не просто изображение, а предмет творчества.
Однако, начиная с 1930 года, фотографы-гуманисты Брассай, Андре Кертес, Робер Дуано ищут встречи с поэтическим Парижем, городом мальчишек, шпаны и влюбленных. С развитием журналистики Жанин Ньепс и Сабин Вайс становятся фоторепортерами и освещают политические и социальные события. Фотография теперь везде - в журналах, книгах, афишах.
Один только шаг отделяет фотографию от изобразительного искусства. Бернар Фокон, Патрик Тозани, Валери Белен, Франк Перрен, Валерии Жув используют фотографию как средство творчества, инструмент на службе у художника. Для Бернара Плоссю и Жоржа Русса фотография - это сама память. У Жана-Марка Бустаманта фото становится картиной.
Экспозиция организована посольством Франции в Беларуси при поддержке Французского института.