Впервые за 18 лет правления Александр Лукашенко посетил не подготовленное к его визиту предприятие.
И сделал открытие: "У нас бардак!"
Чиновники во главе с президентом залезали в подсобки старых цехов "Ивацевичдрев" реально через какой-то подвал. Пробирались через мусор, охрана подсвечивала дорогу фонариком.
Лукашенко:
- Может, вы включите свет кто тут...
В ответ бормотание.
-- Иди, Сумар, включи свет...
На фоне Лукашенко кажущийся совсем маленьким Сумар (председатель Брестского облисполкома) начинает что-то в темноте искать по стенам.
Опять бормотание.
-- Как нету света?.. -- не кричит, а гневно выдыхает Лукашенко.
Практически наощупь нашли дверь. Вошли.
Помещение освечивают только телекамеры. Внезапно из этой фрагментарно подсвеченной темноты появляются люди в робах. Вид -- виноватый-виноватый. Руки в карманы, глаза в пол.
Лукашенко:
-- А что вы здесь делаете, мужики?
-- Хотели навести порядок...
-- Порядок навести?!.. (Пауза) Тоже хорошее дело.
Теперь и у Лукашенко глаза в пол, на котором -- хлам и грязь:
-- Сюда посвети, оператор. Вот, иди сюда, сними. Здесь есть что снять...
А дальше Лукашенко пошел по цехам, в которых его не ждали. И душевно так с жэншчынками поговорил:
-- Так какая зарплата была в прошлом месяце?
Несмелый ответ:
-- Три...
-- Сколько? -- Лукашенко даже наклонился, чтобы не ослышаться.
Женщина говорит громче и смелее:
-- Три.
-- Ровно? -- он пристально смотрит в глаза: "Мол, не обманывать!"
Она тут же уточняет:
-- Три сто.
-- У вас средняя такая зарплата, смотрю, -- три сто у рабочих, -- делает вывод глава государства, хотя сам давно уверенно докладывал народу, что почти везде по стране до средней зарплаты 500 долларов дотянули.
И переспрашивает: "Да?.." Потом еще раз, с нажимом: "Да?.."
Женщины в ответ нерешительно кивают: "Да".
Лукашенко, вздрогнув усом (мол, все ясно), уходит, не улыбаясь и не прощаясь.
Итог этого посещения предприятия -- увольнение директора и перевод в Ивацевичи главы концерна "Беллесбумпром" Владимира Шульги. Вице-премьера Владимира Семашко глава государства уведомил, что тот ответит головой: "Советую тебе навести на старых предприятиях порядок. Бери метлу и вместе метите. Не дай Бог я неожиданно приеду на старые предприятия, которые не в плане, и там будет бардак".
Впрочем, вряд ли кто-то ожидает подобных изменений заранее запланированного и согласованного маршрута. То, что Лукашенко в Ивацевичах надумал зайти на старый завод -- это беспрецедентно. Традиционно он посещает только новые и успешные объекты, либо разбирается с проектами, где схлестнулись интересы крупного бизнеса. Бывало, что к его приезду вдоль дорог красили березы в белый цвет, вырывали одуванчики, чтобы трава была зеленее, свиней свозили на одну ферму со всего района... Но глава государства 18 лет не видел этой показухи и видеть не хотел.
Таким образом, можно признать, что пятничное посещение старых цехов "Ивацевичдрев" -- это был минутный порыв, экспромт, возможно, -- "домашняя заготовка", у которой есть неизвестный нам подтекст. Но краткое возвращение в реальность, судя по всему, Лукашенко не порадовало. Это ведь, действительно, удобно -- жить в придумнном мире, где все заводы новые и современные, прекрасно работают, а люди счастливы, довольны, на зарплату и руководство не нарадуются. А кто говорит об обратном -- те враги, они "клевешчут".
В пятницу глава государства спустился на землю и сделал вид, что поражен, разочарован и даже не догадывался, что цеха в наше время могут быть без стекол в окнах, а подсобки -- без света. Хотя Беларусь небольшая страна и ничто не мешает ему приехать на любой объект в любое время, все посмотреть, поговорить с людьми и не судить о действительности исключительно по докладам. Но почти два десятилетия ему это было не интересно.
Причем, всем понятно, что ничего вопиющего на "Ивацевичдрев" Лукашенко не увидел. То, что для него стало открытием, для всех -- реальная жизнь. И в Ивацевичах ситуация ничуть не хуже, чем у других. Именно поэтому за седовласого директора предприятия Бориса Михнюка пытались заступиться и рабочие, и вице-премьер Семашко. Последний вообще честно признался: "Это лучшее предприятие, если мы поедем в Борисов, там может быть еще хуже".
Но такое откровение Лукашенко переварить уже, видимо, не смог. Не ответил.
Светлана Калинкина, «Народная воля»