Здесь всем больным ставят одинаковые диагнозы, бесплатные процедуры получают пьяницы, а зарплата персонала – в три раза ниже средней на рынке. «Ежедневник» заглянул в закулисье государственных поликлиник.
О радостях работы в поликлинике «Ежедневнику» поведал массажист, который представился Дмитрием. Он уже второй год отрабатывает распределение после медколледжа, куда поступил, имея высшее образование.
– Почему после окончания университета вы решили податься в массажисты?
– Мое образование не представляло никаких перспектив. Мне нужно было овладеть профессией, которая приносила бы доход. А массажисты неплохо зарабатывают, да и медицина меня всегда интересовала.
– Сколько сегодня зарабатывает массажист?
– Массаж на дому стоит в среднем 10–30 долларов. Правда, это нелегально. По правилам платные услуги у нас может оказывать лишь специалист первой или высшей категории в специально оборудованном помещении. Однако многие этим занимаются – принимают по 2–3 человека в день и получают тысячу долларов в месяц.
В салоне массаж стоит около 200 тысяч, правда, массажисту от них достается лишь 30%. От 5 миллионов и выше там зарабатывают. У нас в поликлинике платный массаж стоит 39.900, хотя многие получают его бесплатно. У меня каждый день до 20 пациентов, и зарабатываю я 2,4 миллиона рублей.
– Кажется, это не совсем то, о чем вы мечтали…
Я посчитал, что моей зарплаты хватает ровно на то, чтобы снять комнату в трехкомнатной квартире и оплатить коммунальные. А то, что человеку нужно еще что-то кушать в течение месяца, мои работодатели, видимо, не учли.
– Наверное, вы немало получаете от своих пациентов сверх зарплаты?
– От некоторых получаю, но очень редко. В основном шоколадки, ими и питаюсь. Пенсионеры никогда ничего не дадут (а у меня 80% пациентов – пенсионеры): они ведь за курс массажа поликлинике платят 300 тысяч – для них это дорого. Если бы я не имел дополнительной работы, мне пришлось бы или жить в поликлинике, или питаться одними шоколадками.
– Вы бы остались работать в поликлинике, если бы получали достойную зарплату?
– В поликлинике жуткие условия. Мы постоянно изучаем приказы по организации лечебно-профилактических учреждений, санитарно-гигиенические требования. Но в природе нет таких больниц и поликлиник, чтобы все это соблюдалось. Наш кабинет должен убираться два раза в день, один раз кварцеваться. Но у нас этого никто не делает. Банки с дезрастворами и антисептиками стоят нетронутыми – никто ничего никогда не обрабатывает. У меня пациенты идут непрерывным потоком, мне даже кушетку обработать некогда. Тем более что у некоторых растворов время экспозиции (когда он должен работать на поверхности) – несколько минут, а то и полчаса.
Если любую поликлинику проверить так, как проверяют частные медцентры, – закрылись бы все по списку.
– Тем не менее для старта, для получения необходимого опыта поликлиника, наверно, хорошее место работы?
– Да какой опыт, я здесь деградирую профессионально. Представьте, когда я вижу, с каким диагнозом пришел пациент, я сразу определяю, кто его ко мне направил, – врачи пишут всем одни и те же болезни. А ведь техника массажа отличается в зависимости от заболевания.
– Почему врачи относятся к своей работе так безразлично?
– У нас огромный некомплект штата. Очереди к врачам на месяц вперед. К одному врачу, бывает, по 100 пациентов в день приходит. К примеру, у нас поликлиника обслуживает 18 участков, а терапевтов всего 9. На один талон положено только 8 минут, это не учитывая того, что врачи должны принимать и тех, кому не досталось талона. А ведь, чтобы назначить лечение, нужно выслушать человека, узнать анамнез (историю болезни), узнать, чем он болел раньше, посмотреть карточку и на основании всего этого назначить анализы, потом принять его второй раз с результатами и тогда поставить диагноз. Но как бы врачи ни старались помочь человеку – это технически невозможно. Поэтому они и клепают одинаковые диагнозы.
Окулиста у нас вообще два месяца не было: молодой специалист выплатил деньги университету (а сумма это немаленькая), чтобы уйти, не отработав распределение.
– Замминистра здравоохранения Игорь Лосицкий недавно сказал, что в Беларуси по мировым меркам довольно высокая обеспеченность медицинским персоналом. Просто белорусы злоупотребляют медуслугами. Что думаете по этому поводу?
– Конечно, злоупотребляют. Вчера мне бабуля-пациентка хвасталась, что она уже тридцатый день подряд в поликлинике проводит. Они профессиональные больные, ходят в поликлинику как на работу. У нас врачи рассказывают: приходит к ним пациентка и говорит: «Так, доктор, у меня это и это болит. Назначьте мне такое-то лекарство – соседка принимает, говорит, очень помогает». А доктор уже знает, что с ней лучше не спорить: «Говорите, какое лекарство». И выписывает. Если врач отказывается выписать то, что они требуют, – он коррупционер и взяточник.
Сам видел – пациентка пришла получать талон на массаж и давай кричать: «Как это так – массаж платный?! А я ветеран социалистического труда!» И идет к главврачу. Тот, чтобы она не писала жалобы, дает ей бесплатный талончик. Они наберут себе процедур, а потом у них сердце останавливается, «скорая» забирает.
– Как-то районные власти предлагали ввести плату за посещение поликлиники. Как вы относитесь к подобной инициативе?
– Такая мера не решила бы проблему, но это крик поликлиник о помощи. По-другому они не могут сказать «запретите им ходить».
– А если сделать медицину платной, это решило бы проблему?
– Для большинства людей и так медицина платная. К примеру, кто получает массаж бесплатно? Те, у кого реабилитация после инсульта, инвалиды. А есть еще такая болезнь – полиневропатия, когда по разным причинам нерв теряет чувствительность. В том числе в результате интоксикации. И чаще всего к нам ходят с алкогольной полиневропатией. Таким пациентам массаж бесплатный. Я, конечно, им отказываю в процедуре – они всегда или пьяные, или с похмелья.
А еще бесплатно лечатся богатые. У них связи с администрацией и врачами. Ко мне часто приходят – «вот этого возьмите, он без талона, талоны все розданы». А что, я скажу «нет»? Приходится его принимать сверх нормы.
Рассказывают, что аналогичное происходит, например, с МРТ. Аппаратов для такой диагностики в городе очень мало, и там огромные очереди. А без очереди пускают алкашей, которые себе голову разбили, и богатых, которые договорились. Люди с серьезными заболевания ждут неделями.
То есть бесплатно лечатся самые бедные и самые богатые.
– И последний вопрос: если вы уйдете после окончания срока распределения, кто будет принимать больных вместо вас?
– Никто. Меня, конечно, это беспокоит, но прежде всего мне нужно что-то есть.