Один из отцов-основателей русского рока Борис Гребенщиков приехал в Париж с концертом после 20-летнего перерыва.
Он с юмором отвечал на вопросы журналистов, чем вызывал взрывы смеха в зале. 60-летний рокер – настоящий символ России. С 1972 года, когда была создана группа «Аквариум», он пережил советскую цензуру, популярность в узких кругах, перестройку и приход капитализма. И каждый раз его популярность возрастала, пишет французская газета Libération (перевод — ИноТВ).
Свой первый концерт во Франции он дал в 1994 году. Рокер из Санкт-Петербурга забыл французский, который учил в школе. Но он знает английский. В 70-х это было редкостью, отмечает издание.
«Государственное радио никогда не проигрывало песни на английском, но мы могли слушать Шарля Азнавура», - рассказывает Борис Гребенщиков. В советское время все тайно слушали «Голос Америки», антикоммунистическую радиостанцию, которую финансировали США, поясняет Libération. «Надо было ждать одну-две минуты, чтобы прошли помехи, десять секунд можно было слушать музыку, а потом опять начинался шум. Остаток песни приходилось придумывать самому в голове. Весь российский авангард произошел оттуда: способности расшифровывать неполные сообщения с помехами»,- приводит слова музыканта французское издание.
Именно так советские люди услышали песни группы Beatles и Rolling Stones. «Тогда все было понятно. Мы отбрасывали то, что нам навязывала официальная культура, и обожали все подпольное. Так я открыл для себя Александра Вертинского», - цитирует Гребенщикова Libération.
Группа «Аквариум» была создана в 1972 году, но только спустя 10 лет она снискала популярность, и то подпольную. «В 60-х люди отказывались жить по советскому образу жизни. Они не хотели жить скучной жизнью и часто устраивались ночными сторожами, как я в 1980-1987. Это было круто: я подписывал расписки об ознакомлении с документами и уходил до конца смены. Был риск, что могли обворовать помещения, оставленные без присмотра. В таком случае я шел договариваться с ворами. Это было несложно: мы были из одного маргинального мира», - рассказывает Борис Гребенщиков.
На вопрос о том, сожалеет ли он об ушедших временах, Борис Гребенщиков отвечает твердое нет. «Когда в 1861 году отменили рабство, крепостные не знали, что делать со своей свободой, они просили снова сделать их рабами. То же самое повторилось с падением коммунизма. Многие люди предпочитают перекладывать ответственность за свою личную жизнь на государство. Современное правительство им это предлагает», - приводит слова российского рокера издание.
Борис Гребенщиков рассказал французам и о цензуре в России: «Цензура в России исчезла. По одной простой причине: она мешала кое-кому зарабатывать деньги. История с Pussy Riot имеет мало общего с музыкой и искусством. Такой поступок нигде не был бы наказан, кроме как в России».
Гребенщиков утверждает, что ни один политик не привлек его на свою сторону. «Мы свободные артисты, мы как ножи без рукоятки. С нами надо обращаться осторожно», - цитирует слова музыканта французская газета. Однажды рокер участвовал в концерте в Тольятти, где его обманули. «Меня пригласили спеть на фестивале. Уже на месте я понял, что это митинг под девизом: «Проголосуй или проиграешь». За кулисами я стал свидетелем самой безумной оргии в моей жизни: алкоголь, наркотики. Россия – это большой цирк», - заключил Борис Гребенщиков.