Белорусские власти торопятся ввести цензуру в интернете как можно раньше перед предстоящими выборами.
Интернет-пользователи Беларуси с тревогой ждут «подарка» от властей к Новому году. По информации местных СМИ, законодатель подготовил проект документа о регулировании виртуального пространства, который должен со дня на день вступить в силу, пишет российская «Независимая газета».
В том самом интернет-пространстве, которое пока не подконтрольно властям Беларуси, появился текст проекта документа, разработанного для того, чтобы «искоренить анархию в Интернете», как ранее распорядился Александр Лукашенко. Появившийся в Сети документ вызвал однозначно негативную реакцию журналистов, провайдеров и просто пользователей. Проект предлагает ввести регистрацию интернет-СМИ, идентификацию всех пользователей, включая посетителей интернет-кафе, а также дать законодательное добро на блокировку экстремистских сайтов «по просьбе граждан». Кроме того, документ предлагает ввести ответственность провайдеров за содержание информации, распространяемой пользователями. Последнее обстоятельство вызвало беспокойство у операторов мобильной связи: значит ли это, что из-за экстремистских заявлений, размещенных через телефонную связь, компания-оператор может лишиться лицензии?
Местные эксперты, возмущаясь намерениями белорусских властей, высказывают предположение, что текст документа появился в Сети не без участия идеологов, вознамерившихся проверить, «проглотит» ли горькую интернет-пилюлю не столько местная общественность, сколько пристально следящая за происходящим в Беларуси Европа.
При ближайшем знакомстве с текстом выясняется, что страшит пользователей байнета не столько сам документ, сколько белорусская практика применения. Так, проект вполне невинно предлагает провайдерам собирать и хранить идентификационную информацию о пользователях, раскрывая ее только «по требованию государственных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, органов прокуратуры, предварительного расследования, налоговых органов, судов». Такая же ситуация с нормой об ограничении доступа к сайтам. В документе речь идет о том, что применяться эта норма может по отношению к сайтам, призывающим к экстремистской деятельности, разжигающим национальную и религиозную рознь, способствующим организации незаконной миграции и торговле людьми, распространяющим порнографические материалы, пропагандирующим насилие и жестокость и «другие деяния, запрещенные законодательством».
В правовом государстве противодействие экстремизму едва ли вызвало бы возмущение. Однако в Беларуси уже есть опыт применения подобных норм для борьбы с инакомыслием – оппозицией и независимыми СМИ. Например, не так давно оппозиционная газета «Народная воля» получила предупреждение Мининформа как раз за экстремизм. Таковым был признан материал, в котором шла речь о том, что в случае фальсификации итогов выборов народ может выйти на улицы.
Как ранее писала «Независимая газета», белорусское медиапространство практически не изменилось с советских времен: все телевидение и большинство общественно-политических газет принадлежат государству, пара-тройка частных СМИ не имеет доступа к читателям и «варится в собственном соку». В то же время в Глобальной сети, куда ушли многие ранее бывшие бумажными издания и где то и дело появляются новые ресурсы, которые отнюдь не хвалят действующую власть, царят плюрализм и демократия. Число интернет-пользователей в Беларуси увеличивается, и стремление власти взять этот сегмент под контроль накануне выборов (начало 2011 года) выглядит вполне логичным. Нельзя сказать, что оно стало неожиданным. Новый закон о СМИ, который вступил в силу 8 февраля этого года, наделил правительство правом регулировать деятельность интернет-СМИ. Недавнее назначение на пост главы Мининформа президентского идеолога Олега Пролесковского – ярого сторонника государственного вмешательства в Интернет, укрепило местные СМИ в мысли, что интернет-гайки скоро закрутят.