Лидер сборной Беларуси Александра Герасименя рассказала о своем отношении к белорусскому языку и гербу «Погоня».
Об этом спортсменка рассказала «Народной воле».
– Вы одна из немногих спортсменов, в кто смог открыто заявить: исторический бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» мне ближе официальной символики. Проблем после высказывания своей позиции не было?
– Проблем не было. Я не услышала ни одного упрека со стороны чиновников. Для меня очевидно, что те символы и скрепы, за которые мы привыкли цепляться со времен Советского Союза, – это даже не вчерашний, а позавчерашний день. Это просто надо понять и жить настоящим.
Мне кажется, что древний символ нашей земли – Великого Княжества Литовского – «Погоня» актуален сегодня, как никогда. Когда-то всадники ВКЛ догоняли захватчиков, вторгавшихся и грабивших нашу землю. Теперь нам тоже надо догонять – слава Богу, не для вооруженной схватки, а для того, чтобы чувствовать себя равными среди сильных.
Нам есть чему учиться, и это обязательно надо делать, потому что растет только тот, кто умеет меняться.
Тут легко провести параллель с большим спортом: если хочешь бороться за золото чемпионатов мира, то надо быть в курсе современных международных методик, не боясь отказываться от того, что когда-то было хорошим и передовым.
Я люблю «мову», как и все нормальные белорусы. Но в реальной в жизни пользуюсь ей редко. И, скажем, в нашей сборной никто на ней не говорит. А я не настолько фанатичный проводник белорусского языка, чтобы общаться на нем 24 часа в сутки. Хотя уверена, что родной язык должен знать каждый из нас. И каждый сам решает, каким образом должен его уважать.
Я, например, люблю читать книги на белорусском. Мне их часто дарят. Одну – том из издания Быкова, попросила как-то у Геннадия Николаевича Буравкина в нашу последнюю с ним встречу. Вернуть, понятно, уже не смогла и потому оставила ее как память об этом удивительном человеке.
Помню, мы как-то пришли в гости к семье Буравкиных и весь вечер общались на белорусском – поначалу было трудновато, но потом втянулись. Это была не только отличная практика, но и волшебный вечер, который никогда не забуду. Геннадий Николаевич и его прелестная супруга Юлия были очень хорошо знакомы с элитой белорусского общества, лучшими представителями культуры – Машеровым, Быковым, Бородулиным... Сидишь, слушаешь их истории и рассказы и ловишь себя на мысли: как же мало я знаю об этой земле, хотя вроде и проходила историю Беларуси в школе.
Именно от встреч с такими людьми заряжаешься любовью к истории родной земли и людям, которые ее населяли, жили, строили, творили, – рассказала Герасименя.