После того, как недавно «Исламское государство» сбило военный вертолет, российские потери в Сирии возросли.
Москва очень неохотно публикует детали происшествия. Вновь проявляется неприятие плохих новостей с фронта.
В пятницу в Сирии недалеко от Пальмиры были убиты два российских военных. Они находились, по всей вероятности, в военном вертолете, который был сбит. По официальному подсчету Ряфагать Хабибуллин и Евгений Долгин стали двенадцатой и тринадцатой жертвами России с начала военной операции в Сирии в конце сентября 2015 года. Прочие данные о том, как был сбит вертолет, о типе вертолета и его собственнике, постоянно меняются. Происшествие еще раз показывает то, как Москва обходится с плохими новостями.
Четыре месяца назад президент Владимир Путин внезапно заявил о том, что в Сирии достигнуты существенные цели, и что будут выведены «существенные» части войск. Открытым остался вопрос о том, кто и что должно быть отведено. К тому же Путин заявил, что авиабаза Хмеймим недалеко от Латакии будет «действовать», как и прежде. Участие в боевых действиях продолжалось.
Не прошло и двух недель, как праздновалось «освобождение» Пальмиры от ИГИЛ. Оглядываясь назад, можно сказать, что заявление о частичном выводе войск оказалось новым финтом, чтобы ввести в заблуждение противников на Западе, которых в Москве называли «партнерами». На днях Сергей Караганов из Совета по Внешней и оборонной политике похвалил неожиданное выступление: «Это был мастерский шаг, это был класс, — заявил он журналу «Шпигель». — Политическая система» Европы не может «соответствовать вызовам нового мира». Другое дело — Россия: «Мы используем наше превосходство в этой области. Россияне — плохие торговцы, они неохотно занимаются экономикой. Но зато они — превосходные воины».
Правда, бывают моменты, когда превосходство Москвы в деле маскировки вплотную подходит к ее собственным границам. С начала военной операции в Сирии правозащитные организации Human Rights Watch и Amnesty International обвиняют Россию и ее союзника Башара Асада в применении кассетных бомб.
Кассетные заряды могут убивать и долгое время после нападения, потому что многочисленные мелкие детали взрываются не сразу, а только после соприкосновения.
Почти шесть лет назад в силу вступило международное соглашение, запрещающее производство, передачу и применение такого вооружения. Сирия и Россия не присоединились к соглашению (так же как и Китай и Соединенные Штаты, которые вместе с Россией являются крупнейшими производителями), однако Министерство обороны в Москве до сих пор опровергало применение такого вооружения. Оно противоречит образу продуманного участия в военной операции, который нам преподносит пропаганда.
И именно государственный телеканал «Russia Today», который заботится о подходящем имидже России за рубежом, показал 18 июня в материале о посещении базы Хмеймим министром обороны Сергеем Шойгу кадры с российским боевым самолетом вместе с бомбами с надписью «RBK-500 ZAB 2.5SM»: названием типа кассетной зажигательной бомбы.
Позже телеканал заменил кадры на фотографии министра на базе, но в Интернете по-прежнему оставались оригинальные снимки. Министерство обороны, которое по опыту обвинило бы западные СМИ в «информационной атаке», в случае с RT воздержалось от комментариев.
Реакция на плохие новости
Сбитый военный вертолет стал еще одним примером того, как Москва реагирует на плохие новости: все затушевывается или, если это невозможно, излагается совсем иначе.
Сначала в пятницу был опровергнуто сообщение канала Al Jazeera: все российские боевые вертолеты в Сирии после выполнения плановых заданий вернулись на базу, сообщили военные.
Вскоре после этого стало известно о том, что недалеко от Пальмиры был сбит военный вертолет Ми-24 сирийских вооруженных сил — без русских пилотов. После этого сообщили о сирийском Ми-25 с двумя «Инструкторами военных пилотов» Хабибуллиным и Долгиным на борту. Сообщалось, что они «по просьбе» сирийского руководства операцией предотвратили атаку ИГ и были сбиты на обратном пути.
Анонимный источник в военных кругах вскоре сделал заявление, что террористы использовали американскую противотанковую управляемую ракету.
Правда, на видео, которое опубликовано ИГ, видно, что военный вертолет, непосредственно до того, как у него что-то взрывается на борту и он падает на землю, обстреливает цели на небольшой высоте — то есть они не находились «на обратном пути». Кроме того, при этом был и второй вертолет.
К тому же наблюдатели распознали вертолет как Ми-35M, судя по рекламе в России, «полностью модернизированный» ударный боевой вертолет с хитроумной системой самообороны, которая в данном случае оказалась беспомощной перед обычным оборонным оружием.
Газета «Коммерсант» также сообщила в понедельник, что по меньшей мере два Ми-35M российской авиации в провинции Хомс совершали патрульный полет и что потом Хабибуллин, один из самых опытных пилотов военных вертолетов в России, решил пойти на помощь сирийским правительственным войскам, которые недалеко от Пальмиры попали под обстрел. Операция «Месть», сказано далее, уже готовится.
Фридрих Шмидт, Frankfurter Allgemeine Zeitung (перевод – inosmi.ru)