Свободный театр вернулся из Африки с уникальным документальным материалом для двух международных театральных проектов.
Двухнедельный тур начался в столице Руанды Кигали, и завершился в Северной Уганде, в лагере Hope&Triumph для реабилитации детей-солдат.
В Белорусском Свободном театре идет работа над двумя спектаклями: международным проектом «Red Crossroad», изучающем тему геноцида (шесть сюжетов из стран, переживших геноцид, в том числе из Руанды) в постановке Владимира Щербаня; и проект с рабочим названием «Низкая кухня» – спектакль о сломанных человеческих судьбах, в постановке Николая Халезина, куда также войдет часть историй из Африки.
«Путешествие в Руанду – это творческая экспедиция. Мы хотим разобраться с тем, что происходит сейчас в Восточной и Центральной Африке, в культурном контексте и социальных проблемах этого региона», – рассказывает Николай Халезин, художественный руководитель Белорусского Свободного театра.
В 2009 году Николай Халезин, Наталья Коляда и Владимир Щербань впервые отправились в Центральную Африку на поиски документального материала – историй людей, выживших во время руандийского геноцида 1994 года, и тех, кто осуществлял геноцид по приказу правительства при молчаливом согласии большинства цивилизованных стран. Спустя год Свободный театр вернулся к прошлым сюжетам и историям, чтобы глубже в них разобраться. Путь Кигали-Мурамби-Нейрубуйе стал основополагающим маршрутом руандийского путешествия.
«Сегодня ни театр, ни кинематограф не справляются с творческим анализом темы геноцида, – говорит Халезин. – Мы взялись за нее потому, что повсюду видим довольно примитивную подачу: есть жертвы, и нам их очень жалко. Но разговор должен быть гораздо глубже и серьезнее. Не нужно осмысливать нашу жалость, иначе разговор снова будет о нас самих, любимых. Необходимо осмыслить действия личностей, которые привели к ситуации, когда нация коллективно сошла с ума. Сегодня об этом мало кто хочет говорить, потому что как никогда активен «фактор Realpolitik». Вроде: «чего об этом говорить, ведь это закончилось». Но это не закончилось – последствия не исчерпаны, угрозы ремиссии не локализованы».
Одной из таких последствий стала вышедшая в этом году скандальная статья в газете The New York Times, написанная американским профессором, и сообщавшая о том, что геноцида в Руанде не было. По этой причине власти страны немедленно ужесточили контроль за информацией о геноциде, в результате чего многие разговоры, съемки и встречи с людьми оказались под угрозой.
Эрик Эн, драматург и глава драматургического департамента американского университета Brown, друг и партнер Свободного театра, девять лет посещает Руанду, наблюдая за развитием ситуации. «Каждый год, со времени моего первого приезда сюда, и Руанда, и Африка меняются. Не знаю, в хорошую или плохую стороны, возможно, что и в обе. Сегодня я уверен, главное, работая над темой геноцида, не быть преувеличенно драматичными».
«Нас везде и всегда интересует одна тема – люди, – говорит директор театра Наталья Коляда. – Геноцид, как крайнее проявление насилия, вобрал в себя и все крайние проявления человеческих характеров: покорность и мужество, предательство и верность, добродетель и алчность. Именно поэтому тема геноцида – безумный полигон для изучения слабостей человека и его силы. Если говорить о том, как африканское искусство отражает геноцид, то это будет отображение только одной стороны поблемы – ситуация очень схожа со спектаклями на тему Второй Мировой войны, поставленными в Беларуси. Отличие только в том, что у африканских актеров потрясающе развиты тела и голоса».
Во время поездки Свободный театр организовал выставки двух циклов фотографий, отснятых Николаем Халезиным во время предыдущего визита в Африку. Одна из них прошла в руандийской деревне Нейрубуйе, где героями выставки стали жители деревни, до сих пор никогда не видевшие себя на фотографиях. Выставка оказалась небывалым событием для жителей деревни, в том числе и для Леонсии Муканде-Ямбаты, с которой театр познакомился в 2009 году. Леонсия – одна из шести выживших во время геноцида в Нейрубуйе, где похоронены 28 тысяч жертв. Ее история войдет в спектакль будущего проекта.
«Даже при тесном общении на личностном уровне, как у нас с Леонсией, все равно происходит контакт стран, контакт культур, – говорит Халезин. – Когда включаешь маленькую африканскую деревню из небольшой страны в свой театральный контекст, меняется ситуация: этим спектаклем ты уже представляешь на международном уровне эту страну, эту деревню, этих людей».
Вторая фотовыставка прошла в центре Ineze, где живут женщины, насильственно зараженные СПИДом во время геноцида. Каждая их история – драма, достойная художественного осмысления, но несмотря на то, что контакт с этими женщинами уже не первый во время поездок театрального коллектива в Руанду, они еще не готовы поведать свои истории миру.
Режиссер Владимир Щербань уверен, что только долгий дружелюбный контакт может растопить лед недоверия между людьми искусства и жертвами геноцида: «Даже работая внутри своего коллектива, мы общаемся месяцами, чтобы осмыслить истории, которые происходят в жизни наших актеров. Что уж говорить о людях, которые прошли через настоящий ад. Только воспринимая людей искусства своими союзниками, они смогут начать говорить о том, что с ними произошло, а для этого нужно время. Тема сотрудничества со свидетелями и жертвами в искусстве крайне деликатна, и главный принцип здесь – «не навреди».
Если в 2009 году в Руанду приезжали четыре человека, представлявших Свободный театр, то в этом году их приехало девять. «Нам важно, чтобы члены труппы не были пассивными исполнителями режиссерской воли, оставаясь соавторами спектакля, а для этого необходимо их тотальное погружение в материал. В этом году мы взяли с собой еще и двух студентов нашей театральной лаборатории Fortinbras, проверяя их устойчивость к стрессам и мобилизационные возможности при работе в жестких условиях экспедиции», – говорит Владимир Щербань.
Одной из традиций Свободного театра в Руанде стало проведение уоркшопов и мастер-классов для африканских актеров. На этот раз с руандийскими театралами работали не только белорусы и американцы, как в прошлом году, но и театральные специалисты из Аргентины, Мексики, Канады и Афганистана.
Белорусский Свободный театр вновь вернется в Африку, как только работа над проектами будет завершена – привезет спектакли. В то же время театр продолжит поиск материалов для новой темы, появившейся в финале нынешней поездки: коллектив побывал на севере Уганды, в реабилитационном лагере для детей-солдат, бывших в отрядах повстанческих группировок во время недавней гражданской войны.
Африканская тема дает Свободному театру очень полезную практику, уверены члены труппы, когда у художника появляется новая мера ответственности. Теперь мир воспринимается в других категориях – ты не можешь навредить стране той, и, как следствие, не навредишь стране своей. Хитрая взаимосвязь, сводящая усилия к точному артистическому высказыванию.
Международный уоркшоп для руандийских актеров
Фотовыставка в поселке Нейрубуйе
Одна из героев будущего спектакля Свободного театра Леонсия Муканде-Ямбата с дочерью
Директор театрального центра Ishyo Кэрол Каремера и вдохновитель единственного на сегодняшний день театрального фестиваля в Руанде Эрик Эн открывают II фестиваль
Сцена из спектакля мексиканской актрисы Виолетты Люна
Наталья Коляда представляет проект Свободного театра Eurepica.Challenge
Сцена из спектакля руандийского театра Mashirika
Зрители II фестиваля театрального искусства «Руанда после геноцида»
Группа Белорусского Свободного театра с женщинами реабилитационного центра Ineze во время фотовыставки Николая Халезина
Условия жизни белорусской группы в Руанде
Уоркшоп в театральном центре угандийской столицы
В реабилитационном лагере для детей-солдат Hope&Triumph
Уроки игры на угандийских музыкальных инструментах для белорусских, американских и афганских актеров
Лагерь Hope&Triumph
Белорусский Свободный театр на африканских перекрестках