Так, по сравнению с результатами предыдущего опроса, несколько уменьшилось количество респондентов, утверждающих, что в их практике отсутствует теневой оборот. Примечательно, что в этом вопросе наблюдалась положительная динамика на протяжении ряда лет до кризисного 2008 года, пишет Инфобанк.
По всей видимости, именно экономический кризис и отсутствие должной поддержки со стороны государства, а также усиливающаяся конкуренция с субсидируемыми государственными предприятия, вынудили представителей малого и среднего бизнеса ввести подобную практику, считает экономист.
Вместе с тем в 2011 году возросла и частота случаев теневого оборота. Наибольшее распространение теневой оборот получил в таких сферах как торговля, общественное питание и строительство. Так, о наличии подобного явления в более чем 75% случаев заявили 3,1%, 5,6% и 6,6% респондентов соответственно.
Кстати, именно эти отрасли оказались наиболее подвержены влиянию экономического кризиса и растущей конкуренции с государственными предприятиями. Это и послужило причиной ведения практики теневого оборота.
Как и в случае с распространением взяток и откатов, теневой оборот наиболее часто может наблюдаться на крупных предприятиях с численностью от 100 до 200 человек и свыше 200 человек. На предприятиях с меньшей численностью работников подобная практика менее распространена.
Примечательно, что на предприятиях с численностью от 100 до 200 человек лишь 9.5% респондентов заявили, что такое явление, как теневой оборот, в их практике отсутствует.
Эксперт отмечает, что некоторые улучшения в области упрощения законодательства и позитивные сигналы в ответах бизнеса не привели к сколько-нибудь значительному снижению процента предприятий, использующих в своей деятельности такие явления, как «взятка», «откат», «теневой оборот».
Соответственно, сегодня необходимы системные и масштабные меры по либерализации экономики и созданию равных условий ведения хозяйственной деятельности, снижению регуляторной нагрузки, упрощению законодательства, что в перспективе будет способствовать улучшению коррупционной ситуации в белорусской экономике.