В годовщину референдума 1996 года участники тех политических событий оценивают значение произошедшего.
«После референдума оппозиция была фактически разгромлена и превратилась в диссидентов», - говорит Павел Знавец, депутат Верховного совета ХIII созыва.
Павел Знавец говорит о «правовом Чернобыле», который наступил в Беларуси после проведения референдума. Однако это можно было в свое время предотвратить.
«Председатель Верховного совета Шарецкий дефилировал несколько часов перед Домом правительства с председателем КГБ и МВД - обсуждали вопрос. Был подготовлен приказ об аресте Лукашенко, и негласно поручено это было сделать марьиногорскому спецназу, - рассказал Павел Знавец в интервью телеканалу «Белсат». – Для того, чтобы это все произошло, нужно было политическое решение, воля Конституционного суда, который был последней инстанцией и на него возлагали надежды депутаты, что подписались за импичмент. Но, к сожалению, «сдал с потрохами» и Верховный совет, и законность, и демократию председатель Конституционного суда Тихиня».
Когда Лукашенко получил фактически неограниченную власть, по мнению Знавца, он брутально разогнал оппозицию и законность в стране.
«Если мы хотим вернуться в правовое поле, мы должны вернуться к Конституции (1994 года), и возможно, нужно будет собирать конституционное собрание. Это будет потом. А теперь надо подумать о том, как вынудить диктатора уйти без крови. Чтобы заставить уйти не так, как Каддафи, который разрушил страну, а - мирным путем. К сожалению, здесь большой вопрос - и я в этом остаюсь пессимистом.
Народ уже заплатил кровью за ошибку, которую сделал в 1994 году, когда голосовал не разумом, а эмоциями», - добавил Павел Знавец.