Всего за год рентабельность белорусского агропрома упала вдвое. Сами аграрии винят в этом неурожай, африканскую чуму свиней и Онищенко – но только не себя. Однако теперь уже не только независимые экономисты, но и госчиновники признают: сельское хозяйство Беларуси уже не спасти бесконечными вливаниями средств из бюджета. Вот только как его реформировать – никто толком не знает.
Для колхоза каждый год – неурожайный
В 1991 году нам, только поступившим первокурсникам биологического факультета БГУ, читали курс «Растениеводство» – так тогда назывался краткий курс сельскохозяйственной агрономии. Читал лекции декан факультета – хотел лично посмотреть на первое поколение постсоветских студентов. И всем нам очень хорошо запомнилось, что декан всегда вместо «агропром» говорил «агропромах», а когда речь заходила об экономических аспектах существования колхозов и совхозов, этот обычно совершенно спокойный профессор становился необычно злым и убийственно ироничным.
С тех пор прошло более двух десятков лет, но суть аграрного сектора нашей страны не изменилась. Да, сегодня он обеспечивает не только продовольственную безопасность страны, но и значительную долю белорусского экспорта. Но при этом в сельское хозяйство все так же закачиваются безграничные государственные субсидии, а хронически убыточным колхозам и совхозам до бесконечности списываются или пролонгируются кредиты, на село принудительно распределяют выпускников ВУЗов, затыкая тем самым кадровые «дыры», а банки заставляют на невыгодных им условиях предоставлять аграриям сельхозтехнику по договорам льготного лизинга.
При этом сами аграрии привычно ропщут на низкие закупочные цены, установленные государством, и патетически призывают: «А вы сравните стоимость одного литра молока и одного литра бензина!». Правда, не могут ответить на вопрос, почему средний европейский фермер на потраченный литр бензина производит в десять раз больше того же молока…
Всякий, кто, подобно автору этих строк, приговорен ежедневно смотреть вечерние новости по телеканалу «Беларусь 1», мог заметить: в этом году даже «Дажынкі» прошли как-то скомкано, а про невероятные успехи аграрного комплекса наши чиновники стараются говорить как можно реже.
Но только 12 ноября на заседании Совета Министров премьер-министр Михаил Мясникович признал: за январь-сентябрь 2013 года рентабельность отечественного АПК снизилась вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Хуже всего обстоят дела в Витебской (снижение почти в три раза) и Минской (в 2,2 раза) областях. «При этом стремительно растет просроченная кредиторская задолженность, – констатировал Мясникович. – В Витебской области она выросла на 64%, в Гродненской – на 49%, Брестской – на 44%». Обращаясь к руководителям облисполкомов, премьер подчеркнул, что им необходимо активизировать работу по оздоровлению экономики агропромышленного комплекса: «Если не решить проблему сейчас, то ситуация только усугубится». На выполнение поручения премьер отвел месяц, за его исполнением будет следить «профильный» вице-премьер Михаил Русый.
Как ни удивительно, но Мясникович неожиданно проявил себя едва ли не рыночником, раскритиковав политику авансирования села. По его мнению, авансы уже достигли критической суммы, и излишнее авансирование может «положить экономику села». Тем не менее, на свой агропромах в этом году государство, как обычно, выделит сколько надо денег. По словам премьер-министра, до конца года финансирование программ и нужд АПК за счет бюджетных и кредитных средств будет исполнено в объеме 8,1 трлн рублей. В первую очередь эти средства пойдут на завершение строительства молочно-товарных ферм и комплектование их продуктивным поголовьем. «К сожалению, сегодня от материально-технической базы молочного животноводства нет должной отдачи, – констатировал Мясникович. – При инвестировании в молочную программу и в прошлом, и в текущем году уже 5,2 трлн рублей, продолжает падать производство молока в Витебской (94,3% к уровню прошлого года), Минской (98,4%), Могилевской (98,7%) областях. Увеличили объемы лишь Брестская и Гродненская области».
В Национальном статистическом комитете Беларуси подтверждают, что в этом году отечественный АПК сработал не блестяще, хотя и дают более сдержанные оценки, чем глава Совмина. «В сельскохозяйственных организациях объем производства продукции за январь-октябрь 2013-го по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшился на 2,2%. При этом производство продукции животноводства увеличилось на 1,1%, растениеводства – уменьшилось на 6,3%», – сообщила пресс-служба Белстата.
Конечно, определенную роль сыграло и то, что нынешний год оказался, скажем так, не самым урожайным. Первый заместитель директора НИИ Минэкономики Виктор Пинигин, представляя в парламенте материалы правительства по бюджетной и налоговой политике на будущий год, напомнил, что в 2013 году урожай в сельском хозяйстве был на 20% ниже прошлогоднего, что привело к недополучению сельхозпродукции и снижению ее экспорта. А экспорт у нас, как известно, святое. Александр Лукашенко, комментируя планы по экспорту продовольствия, заявил 22 октября: «В этом году около $6 млрд экспорта по агропрому». На российский рынок поставляется около 90% производимого в Беларуси продовольствия.
При этом российское же информагентство Regnum констатирует: цены на продукты питания в Беларуси значительно ниже, чем в России, но при этом эти цены – такие же, как и в соседних странах Евросоюза. А по ряду позиций (например, мясо и изделия из него, овощи и фрукты) белорусские цены оказываются заметно выше. В результате, как отмечают российские и белорусские эксперты, с каждым годом увеличиваются объемы белорусского импорта продуктов питания и сырья для пищевой промышленности – вот только потом эти же продукты уже под белорусскими марками реэкспортируются в Россию.
Мнение эксперта
«Белорусский АПК – это не локомотив экономики. Это корабль Армагеддона. Он набирает скорость и несет нашу страну к очередному кризису, – невесело констатирует белорусский экономист, руководитель «Центра Мизеса» Ярослав Романчук. – У этого сектора нет хороших лет. В один год хороший урожай – проклятие, потому что его негде хранить, нет возможности довести до потребителя продукцию, не потеряв качество, нет желания и знаний, как превратить аграрный сектор в полноценный бизнес. Хороший урожай – это повод еще глубже залезть в бюджет страны. Мол, смотрите, как мы можем. Дайте нам больше денег на развитие – и мы всех «порвем», включая сельхозпроизводителей ЕС. Второй год – неурожай. Опять проклятие. Опять с протянутой рукой в бюджет. Мол, дайте, бога ради, на продовольственную безопасность. Помогите справиться с форс-мажором. И так по кругу уже два десятка лет. Аграрное лобби и агробароны из концернов, министерств и исполкомов прекрасно устроились. Они зарабатывают как на неурожае, так и на урожае. Они, как владельцы казино, всегда в выигрыше. А вот мы, потребители, вынуждены постоянно переплачивать на продукты питания. Из-за бесхозяйственности АПК и их неспособности работать в рыночных условиях малый бизнес и домашние хозяйства вынуждены кредитоваться под огромные проценты. А селу все равно, все списывают ему. Ему все сходит с рук. Я предлагаю эксперимент. В 2014 году прекратить нерыночные виды помощи АПК, бесплатно передать землю в частную собственность существующим сельхозпредприятиям и фермерам, создать полноценный рынок земли и запретить чиновникам вмешиваться в производство и обмен сельхозпроизводителей с другими секторами экономики. АПК позарез нужен катарсис, а то из-за колхозно-совхозного управления и структуры собственности он гноится сам и заражает всю экономику».