14-этажный дом в Витебске должны были заселить еще два года назад.
Новоселье отложили литовские подрядчики. Иностранная фирма договоры с жильцами заключила, фундамент построила и благополучно обанкротилась. Все бы ничего, подрядчик нашелся. Отечественный и надежный. Только вот белорусские долгострои, как марочное вино - с годами все дороже. Цена квадратного метра в недостроенной высотке взлетела с 2 миллионов 200 тысяч рублей до отметки в 7 миллионов 300, сообщает телеканал СТВ.
«Мы живем на 42 метрах впятером. У нас к тому же проходные комнаты. Прокредитовались, в принципе, нам хватало квадратных метров, хватало средств кредита за счет того, что из положенных на всех 100 квадратов мы строим квартиру на 76. Это как бы перекрывалось. Месяц назад нам сообщили о том, что квадратный метр дорожает и кредитуют нам, естественно, не всю сумму. И буквально через месяц нам надо внести 65 миллионов. И мы об этом узнали только месяц назад», - говорит одна из дольщиц Ирина Антоненко.
Затянуть пояса потуже в канун Нового года придется не только семье Антоненко. Заложниками ситуации стали владельцы 168 квартир. Ошибку выбора подрядчика и другие промахи строителей из своего кошелька оплатят рядовые дольщики. Как говорится, форс-мажор. Жаль только, что минимизировать последствия от такой ситуации в нашей стране ни одна страховая компания до сих пор не берется.
«На данный момент процент готовности под 90% уже подходит. Дом обязательно будет введен. Единственный вопрос, строим мы дом нашим дольщикам дорогим, конечно, им очень неприятно и волнительно, что цена квадратного метра повысилась почти на 2 миллиона. Но это все подтверждается расчетом, чтобы дольщики данного дома заключали последние допсоглашения, увеличивали кредитные линии в банке. Потому что, если денег не будет, дом мы в принципе достроим, но до конца мы его не доведем», - говорит Сергей Матвеев, заместитель директора по жилищному строительству КУП «Капитальное строительство города Витебска».
То есть вполне возможно, что денег в конце концов даже со всеми повышениями не хватит. Но предсказывать дело неблагодарное. Это за 4 года хождения по мукам хорошенько усвоили и в Гомеле. Что происходило все это время на стройплощадке, коротко описал местный сторож.
«4 года как фундамент начали строить. Потом все заморозили, на нулевом уровне было. Строить начали вот только в июне. Не было денег», - говорит местный сторож.
Заселиться в свои квартиры дольщики элитной 18-этажки должны были еще в 2010-м. Но вместо обустройства домашнего очага они вот уже четвертый год ведут переписку с кабинетными обитателями вертикали.
«Вот письма. Это все с 2010 года. У нас и Борисевич, и Чистик - первый заместитель председателя, у нас есть ответ и Пилипца Виктора Ивановича. То есть мы обращались по всем инстанциям.Те бумаги, которые мы писали в вышестоящие органы, в ответах одна и та же фраза - «недоукомплектованность, перенос сроков». И все. Мы ответов обоснованных не получали», - рассказывает Сергей Лаврухин.
Некоторые из не ответивших на письма адресатов сейчас по иронии судьбы отвечают на вопросы гособвинителя в суде. На квартирных аферах в Гомеле попался даже бывший мэр. Однако в случае с главным гомельским долгостроем пока никакого криминала. Просто денег не было с самого начала. Квадратный метр в этом элитном доме всегда стоил чуть ли не в 2 раза дороже бюджетных «панелек». Для того чтобы дом хоть как-то укомплектовать, его перевели в разряд возводимых с государственной поддержкой. Попросту, предложили квартиры многодетным семьям, имеющим права на льготы. В итоге получилось, что не самые обеспеченные гомельчане сегодня строят квартиры стоимостью почти в 10 миллионов рублей за квадратный метр. Цена за время строительства выросла в 3 раза.
«Какое-то время была возможность построиться под 12%. Сейчас уже такие кредиты не дают. То есть, если мы не построим квартиру в этом доме, то, соответственно, это будет совершенно другая стоимость выплаты по кредиту», - говорят дольщики.
Семья Елены одна из 18, которые в дольщиках этого строительства с первого дня. Уйти не могут: если не здесь, то в другом месте под новые банковские ставки построиться просто не потянут. За время строительства дома «условия игры» на кредитном рынке Беларуси изменились до неузнаваемости. Чего ждать дальше, люди просто не знают.
«Побыв в этом доме несколько лет и увидев в течение строительства еще одного ребенка - у меня четвертого, - я подумал, что нужно куда-то стучать, кому-то говорить. Потому что все стоит и ничего не меняется. Поэтому теперь я разговариваю с вами и прошу помощи», - говорит дольщик Виктор Кусмарцев.
Кстати, он - профессиональный председатель жилищных кооперативов. Их в его ведении целых 5. Решать проблемы со строителями не впервой. Но предпочитает это делать полюбовно. Без лишнего шума. В случае со своей личной квартирой так не получилось. Терпение лопнуло, когда строители просто ушли с объекта, объявив технологический перерыв. Как выяснилось, и в этой части эпопеи ключевую роль сыграл банк.
«Единственный момент, новое положение банка о том, что дома с готовностью меньше 50% не кредитуются до окончания 2013 года. Возможно, в 2014-м будет принято новое постановление, которое позволит выделить дополнительные денежные средства, для того чтобы профинансировать кредитные линии и успешно ввести дом в эксплуатацию», - заявил Александр Колесников, начальник производственного отдела УКС Гомельского горисполкома.
Сегодня строители вывозят оборудование. Если технологический перерыв продлится более 3 месяцев, то объект снова нужно будет консервировать. И заплатят за это именно дольщики. Пока же они вместе с банком уже задолжали строителям порядка 5 миллиардов рублей. В таких условиях приостановка строительства - законный шаг подрядчика. Строить за свои не в духе времени. Молчит и банк. Мысль о холодной тишине замороженной стройки не дает спокойно жить лишь тем, кто по идее должен был встречать Новый год в новых квартирах.